МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Чебоксары, 2017 г.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Рассмотрено и утверждено на заседании Методического совета Протокол №4 от 15.02.2017г. |
Чебоксары, 2017 г.
ББК 74.5
Р 17
Авторы- составители: Лютова Н.И., руководитель научно-методического центра, к.п.д.; Бойкова Е.А., методист ГАПОУ ЧТТПиК
Методические рекомендации разработаны в помощь преподавателям и мастерам производственного обучения для организации проектной деятельности со студентами. Методические рекомендации содержат возможные способы организации проектной деятельности и её оценивания, требования к содержанию и оформлению.
|
|
.
© ГАПОУ «ЧТТПиК» Минобразования Чувашии, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………… | 6 |
1.ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ……………………………………………….. | 9 |
2.СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ………………………………………………… | 10 |
3.ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА……………………………. | 12 |
4.ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ ……………… | 14 |
5.ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ……………………………………………………………………………... | 14 |
6.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА …………………….. | 15 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………. | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе к личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; к метапредметным результатам, включающим в себя освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
|
|
С целью формирования определенных стандартом результатов освоения ОПОП устанавливается особая форма организации деятельности обучающихся разработка и последующая защита индивидуального проекта.
Индивидуальный проект представляет собой учебное исследование или учебный проект. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых общеобразовательных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся на 1 курсе в течение одного года, в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) статистический отчет (материалы по социальному проекту, представленные как тексты, так и мультимедийные продукты).
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТА
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведённой учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практикоориентированный.
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
|
|
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы (см. приложение 6):
подготовительный
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы; поисковый
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта; аналитический
- анализ имеющейся информации;
- поиск информационных лакун;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов;
практический
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества составления проекта;
- внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;
презентационный
- подготовка презентационных материалов;
|
|
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта;
контрольный
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Особенности индивидуальных проектов приведены в табл.1.
Таблица 1.