СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
С 1 января 2009 года введен в действие новый ГОСТ Р. 7.0.5 - 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей»[1].
Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)»[2].
Список использованной литературы, помещенный в конце исследования, является совокупностью затекстовых ссылок.
Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки[3]. Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.
Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: [10, с. 37] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов - [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики..., 1999, с. 56][4].
Приведем примеры концевого списка:
I. Статьи в журналах:
1.Китайгородская, Г.И. Структура готовности учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения [Текст] / Г.И. Китайгородская // Школа будущего. - 2011. - № 6. - С. 8 - 12.
2. Любимова, О.В. К вопросу о статусе педагогической нормологии / О.В.Любимова, В.С. Черепанов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО, 2007. - №3(45). - С.3-6.
II. Монографии
1. Китайгородская, Г.И. Теоретические основы подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения [Текст]: Монография / Г.И. Китайгородская. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. - 156 с.
2. Любимова, О.В. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография / О.В.Любимова, О.Ф.Шихова. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. - 184 с.
III.Статьи в материалах научных конференций
1. Любимова, О.В. Диагностика порогового уровня обученности в системе «школа-вуз» // Материалы XXIV научно-метод. конф. ИжГТУ. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. - С.50-52.
2. Китайгородская, Г.И. Системное проектирование образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения [Текст] /Г.И. Китайгородская // Физика в системе современного образования (ФССО - 11): материалы Х1 Международной конференции. Волгоград, 19-23 сентября 2011 г. 2 т. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ "Перемена", 2011 - С.80 - 83
IV. Учебные, учебно-методические пособия, программы дисциплин
1.Китайгородская, Г.И. Проектирование образовательного процесса профильного обучения физике и математике [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.И. Китайгородская. - Сыктывкар: ГАОУДПО(ПК) РК «КРИРО», 2010. - 53 с. (4 п.л.)
2. Китайгородская, Г.И. Игровые технологии в образовании (физико- математические дисциплины) [Текст]: Сборник научно-методических рекомендаций / Г.И. Китайгородская. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2008. - 40с. (2,2 п.л.)
V. Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237. - URL ttp://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон 24.07.02 № 95-ФЗ: принят ГД ФС РФ
14.06.2: одобрен Советом Федерации 10.07.02, по сост. на 28.06.2014 N 186- ФЗ ] // Российская газета. - 24.07.04. - № 3534.
Ссылки на электронные ресурсы
При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности.
В затекстовых ссылках электронные ресурсы включаются в общий массив ссылок, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов - [Электронный ресурс].
«В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу»[5].
Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу - та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.
Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.
Примеры списка электронных ресурсов:
1. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. - 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).
2. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. - 2006. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006).
Ресурсы удаленного доступа (INTERNET)
1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Ред. В. Румянцев. - М., 2001. - Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu
2. Непомнящий, А.Л. Рождение психоанализа: Теория соблазнения [Электрон. ресурс] / А.Л. Непомнящий. - 2000. - Режим доступа: http: //www.psvchoanatvsis. pl.ru
Авторефераты
1. Иванова, Н.Г. Императивы бюджетной политики современной России (региональный аспект) [Электронный ресурс]: Автореф. дис...д-ра экон. наук: 08.00.10 - Финансы, денеж. обращение и кредит / Н.Г. Иванова; С.- Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2003. - 35с. - Режим доступа: http://www.lib.finec.ru
Журналы
1. Исследовано в России [Электронный ресурс]: науч. журн. / Моск. Физ.- техн. ин-т. - М.: МФТИ, 2003. - Режим доступа: http: //zhurnal.mipt.rssi.ru
Порядок построения списка литературы, как правило, определяется самим автором.
Наиболее распространенными способами расположения источников в библиографическом списке документов являются: алфавитный, в порядке появления ссылок и упоминания в тексте, хронологический, тематический, по видам изданий, по характеру содержания описанных в нем источниках, списки смешанного построения. В табл.3дана краткая характеристика этих способов.
Способы построения списка литературы
Таблица 3
№ | Способ построения списка | Краткая характеристика способа построения |
1 | Алфавитный | Предполагает соблюдение строгого алфавитного порядка (по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан). Не допускается смешивать в одном списке разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех материалов. При использовании данного способа список источников допускается не нумеровать. В этом случае связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилии авторов и года издания. |
2 | В порядке упоминания в тексте | Сведения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте работы и нумеруются цифрами с точкой. Связь ссылок и списка устанавливается при помощи номера источника или произведения в списке, заключенного в квадратные скобки, т.е. после упоминания или цитаты проставляют номер и, в необходимых случаях, страницы, например: [15, т. 3, с. 55]. |
3 | По хронологии публикаций | Основная задача такого списка – отразить развитие научной идеи или иной мысли. Принцип расположения – по году издания. |
4 | Тематический (по видам издания) | Используется при необходимости отразить большое число библиографических описаний. Такое построение позволяет быстро получить сведения о книге, на одну из тем. Список по видам изданий целесообразно использовать для систематизации тематически однородной литературы. В таких списках могут быть выделены такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, справочные и др. |
5 | По характеру содержания описанных в нем источников | Целесообразен в работах с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей в этом списке:1) общие или основополагающие работы, размещаемые внутри по одному из принципов (от простых к сложным, от классических к современным, от современных к исторически важным, от отечественных к зарубежным и т.п.); 2) более частные источники, конкретного характера, располагаемые внутри либо как составные части общей темы |
6 | Алфавитный | Предполагает соблюдение строгого алфавитного порядка (по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан). Не допускается смешивать в одном списке разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех материалов. При использовании данного способа список источников допускается не нумеровать. В этом случае связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилии авторов и года издания. |
Приложение 4
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему «…………………………………………………»
по дисциплине «………….»
Студент: ____________________________________________________________________
Группа:
Руководитель проекта:
«__»____________ 201 _г.
Чебоксары – 201_
Приложение 5
Краткий словарь «проектных» терминов
Актуальность - показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Вопросы проекта - вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы,чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.
Выход проекта - продукт проектной деятельности.
Гипотеза - обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.
Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Жанр проекта - то же, что и форма продукта проектной деятельности.
Задачи проекта - это выбор путей и средств достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Заказчик проекта - лихо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.
Защита проекта - наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
Индивидуальный проект - проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект - проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Консультант - педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна.
Координация проекта - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.
Методы исследования - основные способы проведения исследования.
Монопроект - проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.
Оппонент - на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.
Портфолио (папка) проекта - подборка материалов проекта.
Практико-ориентированный проект - проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой- либо проблемы прикладного характера.
Презентация проекта - публичное предъявление результатов проекта.
Проблема - социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Проект:
1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
2) Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
Проектирование:
1) Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».
Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Проектные ситуации - различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.
Результаты проекта:
1) выход проекта;
2) портфолио проекта;
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.
Рецензент - на защите проекта обучающийся или учитель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
Ролевой проект (игровой) - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Руководитель проекта - учитель, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.
Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.
Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы.
Телекоммуникационный проект (учебный) - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект - проект, осуществляемый обучающимися под руководством учителя и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Цель проекта - модель желаемого конечного результата (продукта).
Приложение 6