Тема урока: «Групповая дифференциация и лидерство».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Положение личности в группе.
2. Что такое «лидерство»?
3. Лидерские роли, стили лидерства.
4. Взаимоотношения в ученических коллективах.
II. Новый материал
Кроме процессов сплочения и интеграции в группах протекают процессы дифференциации межличностных взаимодействий. Посмотрите на схему:
Мы видим, что положение членов группы отнюдь не одинаково. Одни доминируют, вторые подчиняются, третьи протестуют и т. д.
Ученые долгие годы изучали природу и механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления.
Понаблюдаем за этим процессом и мы на примере школьного класса.
Положение личности в группе
Итак, одних в классе любят, других не любят, третьих просто отвергают и т. д. Таким образом, в коллективе наблюдается дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. Эти различия психологи наблюдают с помощью социометрического метода. Этот метод позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения.
|
|
В соответствии с данной методикой в группе выявляются:
Исследователи, проводившие социометрический опрос, опирались на следующие критерии:
• эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга);
• деловые (проверка деловых качеств);
• личностные (качества товарища) и т. д.
Член группы, набравший наибольшее количество голосов, становился лидером: эмоциональным, деловым и т. д. Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?
Факторы, влияющие на дифференциацию в группе:
• вид группы (формальная, неформальная);
• степень сплоченности;
• личностный состав;
• система ценностей и установок;
• полезные дела.
Что такое «лидерство»?
В переводе с английского языка «лидер» - ведущий. В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель.
- В чем вы видите сходство, а в чем различия?
Лидерство и руководство
Сходства | Различия |
«Ведущие». Подчинение коллектива. Психологическая деятельность | По происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается. По деятельности: лидер действует самостоятельно, руководитель целенаправленно, под контролем социальных структур. По сфере деятельности: лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе. По руководству: лидер опирается в первую очередь на авторитет (моральные санкции), руководитель имеет более широкие санкции |