МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: Художественно-эстетическая
Тема работы:
«Гармонь в наши дни»
Автор: Пашкова Валерия
Научный руководитель: Войтенок Галина Анатольевна
Место выполнения работы: МБУ ДО «ЦДТ» Грайворонского района Белгородской области
Грайворон-2019
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………………………….. 3-4
2. Основная часть ………………………………………………………………………………….4-14
2.1. История возникновения гармони. …………..…………………………………………….…4-5
2.2. Создатель первой хроматической гармоники. ………………………………..…….……...5-7
2.3. Разновидности гармони.………………………………………………………...….…….….7-8
2.4. Значение гармони во время войны ……………………………………………………….. 8-10
2.5. Музеи русской гармоники.………………………………………………………..………….10
2.6. Гармонь в современном мире…………………………………………….………………10-11
III Заключение……………………………………………………………………………………..….11
Приложение ………………………………………………………………………………………..12-16
Список литературы………………………………………………………………………………..….16
I. Введение
В последние годы в нашей стране изменились ценностные ориентации, современное общество переживает нравственно-патриотический кризис. Тем сильнее и актуальнее становиться потребность в изучении и сохранении народных традиций. Ведь, к сожалению, для большинства школьников, особенно городских, народное творчество воспринимается как диковинка и экзотика. В творчестве русского народа главное место отводится русской песне, пляске, а какая песня да пляска без гармони. Не даром русская пословица гласит: «Бери гармонь в руки — и не будет скуки». Ведь она является голосом России, его символом. Но, к сожалению частично утраченным в бытовой жизни.
«Пропитываясь родным музыкальным, пластическим языком, языком обычаев, обрядов, человек с детства формирует то самое индивидуальное, по выражению А. С. Пушкина, «лица необщее выражение». В народной традиционной культуре гармонично сочетается индивидуально-личное творчество и общее»[1].
Участвуя с фольклорным кружком «Сударушки», в конкурсах и фестивалях, я заметила, что гармошка звучит во многих коллективах и ансамблях как аккомпанемент, а также в руках гармонистов – любителей.
И мне стало интересно - где ещё в наше время звучат гармошки. Отсюда и вытекает тема моей исследовательской работы «Гармонь в наши дни».
Среди учеников Гора – Подольской СОШ, в целях доказательства актуальности выбранной для исследования темы, было проведено анкетирование среди обучающихся школы.
Вопросы анкеты:
1. Чем отличают гармошка, баян и аккордеон?
2. Какие виды гармошки вы знаете?
3. У кого в семье есть гармошка?
4. Хотели бы узнать побольше о гармошках?
Результаты анкетирования: Всего учащихся 49 человек.
Приняли участие в анкетировании – 47 человек.
Первый вопрос вызвал затруднение и путаницу у половины учащихся.
На 2 вопрос ответил один человек, так как занимается в музыкальной школе.
На 3 вопрос, что у трети учеников, у бабушек на чердаках лежат гармошки.
И на 4 почти единогласно ответили, что, о гармошках хотели бы узнать больше.
Актуальность темы состоит в том, что большинство опрошенных имеют очень узкие знания, но хотят расширять свой кругозор.
Объектом моего исследования стало использование гармошки в современной жизни.
Предмет исследования - события, связанные с использованием гармошки.
Цель моей исследовательской работы:
Определение роли гармошки в современном укладе жизни Грайворонцев.
Задачи:
1. Узнать, историю гармошки, её возникновения и развития.
2. Исследование и определение роли и вклада в историю моей страны и использование её в современности.
3. Рассказать о своей работе ученикам чтобы заинтересовать и привлечь их к игре на русской гармошке, а так же к участию в фестивалях проводимых в нашем Грайворонском районе, где можно услышать гармонь.
Гипотеза -Гармонь в современном мире используется только на массовых праздниках, конкурсах и фестивалях.
Методы исследования:
- поиск, изучение и анализ информации в специальной литературе и Интернет – источники:
- встречи с гармонистами - любителями;
- встречи с семьями района, хранившими гармошки;
- посещение праздников и фестивалей проводимых в Грайворонском районе;
- встречи с руководителями фольклорных коллективов;
- фиксация (фото фиксация) и обобщение полученных материалов.
II. Основная часть
История возникновения гармони.
На первом этапе нашего исследования была изучена литература и интернет – источники по выбранному направлению. Изучив и обобщив материал, пришли в выводу, что гармонь, которая казалась, существовала всегда, является одним из самых молодых музыкальных инструментов.
Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В начале XIX века гармонь приобретает большую популярность и становится любимым музыкальным инструментом российской деревни. Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоник, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии - концертина, в Германии - бандонеон, в Австрии - аккордеон, в России – баян и гармонь. Внезапный интерес народа к гармони можно объяснить её простотой: для того чтобы играть на ней и воплощать природные музыкальные данные, не обязательно получать специальное образование. Эту тенденцию быстро уловили российские предприниматели. Началось массовое изготовление гармоней. Одно из первых предприятий было в Вологодской области, после революции оно было раскулачено и находилось в здании церкви, но во время Великой отечественной войны было взорвано. В России сначала было 60 предприятий, по изготовлению гармони, а в советские годы работало 22 фабрики. Сейчас же работает всего три основных предприятия в Шуе, Кирове и Туле.