Музеи русской гармоники

В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники тульских мастеров — братьев Киселевых получили награды. А в Германии, Италии и Америке открыты музеи гармоник.

 В России таких музеев несколько, но один из самых известных, Музей русской гармоники открытый доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. Собранную за полвека уникальную свою коллекцию, в 1997 году музыкант передал в дар городу - это более 200 редких видов музыкальных инструментов.   В музее несколько разных залов, это воссозданный в экспозиции - уголок мастеров изготовления музыкальных инструментов, экспозиционный выставочный зал, зал для музыкальных чаепитий иконцертный зал (приложение 2).

В 2018 году в городе Тула открылся музей "Гармони Деда Филимона", в нём можно узнать о происхождении и развитии этого самобытного инструмента и о том, как совершенствовался промысел от миниатюрных гармоник-черепашек 19 века, которые пользовались популярностью среди эстрадных гармонистов и цирковых музыкантов. В музее регулярно проходят концерты ансамблей русских народных инструментов (Приложение 3).

Так же в городе Тула есть ещё один Мемориальный музей Н.И. Белобородова, изобретателя первой в России хроматической гармоники и организатора первого в мире оркестра гармонистов. Центральное место в экспозиции занимает уникальный музейный предмет – хроматическая гармоника, изобретенная Н.И. Белобородовым в 70-х годах XIX века. Как семейная реликвия она долгое время хранилась у дочери изобретателя М.Н. Кувалдиной. В музее есть фотографии, документы, предметы быта к. ХIX-н. XX вв., а также музыкальные инструменты тульского производственного объединения «Мелодия» 1960-90-х гг. Продолжая музыкальные традиции дома Белобородовых, в музее проводятся музыкальные гостиные, концерты, вечера, творческие встречи, постоянно открываются выставки (приложение 4).

Гармонь в современном мире.

Для сбора этнографических материалов нашего исследования мы приняли участие в экспедиционной работе. Были проведены встречи с руководителем фольклорного коллектива «Мила-Лада» - Алихановой Екатериной Владимировной. В ходе которых мы выяснили: в настоящее время древние славянские традиции практически забыты. В ходе исследования, мы посетили несколько фестивалей народного творчества, проводимых в Грайворонском районе. Мы так же посетили музыкальную школу Грайворонского района и выяснили, что гармонь преподаётся, просто, к сожалению, не имеет такого интереса и популярности, как баян и аккордеон.

Очень часто детскому фольклорному коллективу «Сударушки», Центра детского творчества, аккомпанирует Плаксин Анатолий Николаевич, и я заметила, что он приходил несколько раз с разными гармошками. На мой вопрос, сколько их у него, он ответил, что около 20 штук, из них, 15 рабочих. Но он их не только ремонтирует, реставрирует, но и переделывает, так в его коллекции есть уникальная самодельная переделанная гармошка, с мехом от баяна. И ещё одна уникальная старинная и очень редкая, ей около 100 лет, с медными планками, ведь сейчас гармошки делают с алюминиевыми. Другого такого коллекционера в Грайворонском районе мы не нашли.

Об итогах своей работы я рассказала обучающимся Гора – Подольской школы Грайворонского района, и по их просьбе была проведена встреча с гармонистом – коллекционером Плаксиным Анатолием. На которой ребята с удовольствием пели под гармонь и даже, попробовали поиграть на инструменте (приложение 5) и каждый ушёл с информационным буклетом о гармонисте.

III. Заключение

Гармонь – удивительный музыкальный народный инструмент. Под нее смеются и плачут, горюют и радуются. Работая по данной теме, я познакомилась со многими талантливыми гармонистами – самоучками. А ведь в старину хороший гармонист считался едва ли не самым уважаемым человеком на селе, его считали первым парнем на деревне, а его гармошку - душой любой компании, без которой не обходилось ни одно гуляние, праздника, свадьбы, ни проводов в армию.

Выводы: Начиная работу, я думала, что гармонь сохранилась только на праздниках и фестивалях народного творчества, но проведя исследования, поняла, что ошибалась. Сейчас, гармонь хоть и медленно, но всё же возрождается, через фестивали и конкурсы, массовые фольклорные праздники и выставки на них частных коллекций гармони (приложение 6). Есть талантливые гармонисты, среди самоучек, так и среди выпускников различных учебных заведений. К сожалению, сегодня вечерами уже не встретишь гармониста и гуляющую с ним молодёжь. Но, всё же, поговорив со многими гармонистами, мы выяснили, что почти все они на семейных праздниках играют на гармошке. Очень хочется, чтобы никогда не смолкали звуки любимой русским народом гармошки ведь её нужно не только сохранять, но и возрождать. После познавательной встречи обучающихся с гармонистом, было вновь проведено анкетирование, которое показало, что ребята о гармошках знают на много больше, значит наше исследование было не зря.

Приложение 1

Тульская гармонь                                                               Елецкая гармонь

 

 

Гармошки - Черепашки

 

Приложение 2

Московский музей русской гармоники Альфреда Мирека. Зал - уголок мастеров изготовления музыкальных инструментов. Экспозиционный выставочный зал.

 

 

 

Зал для музыкальных чаепитий иконцертный зал

 

Приложение 3

Музей «Гармони Деда Филимона».

 

Приложение 4

Мемориальный музей Н.И. Белобородова.

 

 

Приложение 5

Гармонист – самоучка Плаксин Анатолий Николаевич и его коллекция. Гармонь с мехом от баяна.

 

       

                                                               Гармонь с медными планками

(Около 100 лет)

 

Встреча гармониста Плаксина Анатолия с обучающимися Гора – Подольской школы Грайворонского района.

 

 

Приложение 6

Гармонь на фестивалях различного уровня.

 

 

 

Используемая литература:

1.  Веретенников И.И. «Народное музыкальное творчество Белгородского края». Белгород 2000 г.

2. Алиханова Е.В. «Народные традиции Грайворонского района». 1997 г.

3. Терещенко А. «Быт русского народа». Москва 1997 г.

4. Панкеев И. «От крестин до поминок». Обычаи, обряды. Москва 1997 г.

5. Интернет – источники: http://russian-garmon.ru«Руссская гармонь»;

http://www.cultinfo.ru/onmc/001.htm - "Культура в Вологодской области";

http://garm.by.ru/ -"Гармонь- любимый музыкальный инструмент". История возникновения русской гармошки.

https://poigarmonika.ru/statyi/garmonnye-mastera-chulkovy.html


[1]А. В. Кулабухов – Заслуженный работник культуры России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: