Характеристика круговой тренировки

Круговая тренировка для развития всех физических качеств.

Круговая тренировка - многократное выполнение упражнений в условиях точно дозированной нагрузки и точно установленного порядка, и чередования с отдыхом.

В соответствии с применяемым методом нагрузки используется элементарные, технически простые упражнения, из которых составляют тренировочные комплексы, выполняемые с последовательной и постепенной заменой упражнений с полным обновлением комплекса в течении месяца. При этом соблюдаются принципы прогрессирующей нагрузки. При однообразных нагрузках замедляются развитие физических качеств: сила, выносливость и быстрота. Нагрузка должна быть волнообразной: то возрастать, то снижаться, но при этом быть постоянно и постепенно возрастающей. Чередование нагрузок положительно влияет на рост результатов и восстановления работоспособности организма.

Организационно-методическая форма, такая как круговая тренировка, обладает большим достоинством. Она является распространённой в работе учителей. В основе круговой тренировки лежит мелкогрупповой поточный способ. Разработана четкая последовательность выполнения упражнений. Упражнения назначаются тоже строго определённо - для комплексного развития физических качеств, поэтому круговая тренировка является организационно-методической формой занятия физическими упражнениями, направленными на комплексное развитие двигательных качеств.

 

1.2 Методические особенности проведения круговой тренировки.

Современный урок организован так, чтобы он мог максимально отвечать запросам нашего общества в вопросах разносторонней подготовки учащихся. Если это не так, то он становится бесполезным. Чтобы сделать процесс обучения оптимальным, учителю необходимо решить несколько проблем: как заинтересовать ребёнка, создать условия для его успешности на уроке, найти эффективные способы организации учебной деятельности, повысить моторную плотность урока. Разрабатываются специальные комплексы упражнений, развивающих в совокупности разные физические качества учащихся: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость. Начиная с 4-го класса целесообразно применение круговой тренировки, направленной на воспитание у учащихся тех качеств, которые важны для учеников данных классов. В 4-5 классах, скоростные качества и координационные; в 6-7 классах — общая выносливость и скоростно-силовые качества; в 9-11 классах — высокий уровень развития всех качеств, силовой выносливости и скоростной.

Последовательность прохождения станций устанавливается по прямоугольнику, квадрату или кругу. Надо использовать все снаряды и инвентарь, которые есть в зале. Учитель указывает группе, на каком месте она начинает упражнение и в какой последовательности переходит от станции к станции. Прямая и обратная связь между преподавателем и учениками

Преподаватель:

1. Создаёт модель общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки.

2. Готовит и проводит круговую тренировку на уроках физической культуры.

Ученики:

1.Ознакамливаются с проведением круговой тренировки на уроке.

2. Изучают упражнения и готовят инвентарь для их выполнения.

З. Осуществляют программу действий в заданном режиме времени и дозировки.

4. Ведут учёт количества выполненных упражнений в карточке контроля.

В основе круговой тренировки используются три метода:

1. Непрерывно — поточный, упражнения выполняются слитно, одно за другим, с малым интервалом отдыха. Особенность — постепенное увеличение индивидуальной нагрузки. Метод содействует разностороннему развитию двигательных качеств.

2. Поточно — интервальный, который основывается на 20-40 секундном выполнение простых упражнений на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель — сокращение времени прохождения 1-2 кругов. Такой ритм развивает силовую, общую выносливость, совершенствует сердечно — сосудистую и дыхательную системы.

3. Интенсивно — интервальный, используется с повышением уровня физической подготовленности обучающихся. Мощность его заданий составляет примерно 75%-80% от максимальной и достигается за счёт повышения интенсивности и сокращением времени работы. Цель - уменьшение времени работы при стандартном объёме и сохранении времени отдыха (40-9 сек.). Такой режим развивает взрывную и максимальную силы. Отдых между выполнением упражнений 30-40 сек.
Упражнения комплексов круговой тренировки обязательно увязывают с материалом урока, учебной темой, способствуют не только общему физическому воспитанию учащихся, но и успешному освоению обучающимися разделов программы. Одна из основных задач использования методов круговой тренировки на уроке

— разностороннее развитие физических качеств в условиях ограниченного и небольшого времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Развитие физических качеств тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в круговую тренировку вводим упражнения, близкие по структуре к умениям и навыкам раздела программы. Обязательное условие — предварительное изучение упражнений учащимися. При разработке комплексов круговой тренировки, определяются перспективные цели:

1. формирование физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;

2. проведение глубокого анализа намеченных упражнений, связь их с программой и с к учебным материалом, учёт наличия спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе;

3. знакомство обучающихся с организацией и проведением круговой тренировки, сначала без учёта количества выполняемых упражнений, затем с определением индивидуальной нагрузки и максимального теста (МТ).

При выполнении индивидуального «МТ» каждое упражнение обучающиеся выполняют в течение определённого времени (ЗО — 40 секунд, отдыхают ЗО— 40 секунд), стараясь делать его на максимальное количество раз. После определения «МТ» у каждого устанавливаются индивидуальные нагрузки: ½»МТ», 1 “МТ” в зависимости от подготовленности обучающихся. Вся круговая тренировка (один круг) выполняют за определённое время, каждое упражнение учащиеся повторяют в индивидуальной нагрузке. По мере возрастания физической подготовленности обучающихся число повторений возрастает. Круговая тренировка должна проходить в основной части урока, и в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в обучающий процесс как наилучшая форма организации физической подготовки. В вводной части урока не применяют круговую тренировку. Так как задача её – функционально подготовить организм к предстоящей работе. Объём работы и отдыха на станции при выполнении определяются с учётом возрастных особенностей учащихся. Упражнения подбираются в зависимости от задач урока. Надо, чтобы в комплексе, направленном на разностороннее развитие организма, их было не менее 12, а в комплексах имеющие специализированные задачи не более 8. Вот один из примеров круговой тренировки, применяемой на уроках физической культуры. После разминки общеразвивающего характера учащиеся занимают место возле “своего” снаряда и по сигналу выполняют заранее заданное упражнение. Темп движений может быть различным, обычно от среднего (35 — 45 движений в минуту) до максимального. Упражнение продолжается строго ограниченное время (как правило 30 — 60 секунд) и заканчивается по сигналу руководителя. Затем во время 15 — 30 секундного отдыха занимающиеся по кругу переходят к очередному снаряду. Вновь следует свисток и занимающиеся выполняют упражнения уже со следующим снарядом. Никаких команд, никаких пояснений, никаких ненужных пауз. Один свисток — начало упражнения, два свистка — конец. И так в течение 30—40 минут. Упражнения надо изучать. Учащийся обязан знать, как называется каждое, и понимать графические обозначения на карточках.

другой вариант “круговой тренировки” — «непрерывная циркуляция». В этой разновидности нет пауз между упражнениями. Упражнения выполняются двумя способами. Надо отметить, что выбор того или иного варианта круговой тренировки всецело зависит от уровня подготовленности учащихся, от оснащения спортивного зала и, во многом, от мастерства самого преподавателя, главной задачей которого является построение учебного процесса.

Итак, круговая тренировка, проводимая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно — методическую форму физической подготовки обучающихся. Круговая тренировка включает в себя строго регламентированные упражнения с избирательным и общим воздействием на организм обучающихся. Необходимо отметить эффективность всестороннего развития физических качеств на уроках физической культуры в тесной связи с формированием двигательных умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, организованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма, даёт наибольший эффект, который проявляется в более качественной физической подготовке. Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, организованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма, даёт наибольший эффект, который проявляется в более качественной физической подготовке учащихся. Строгая индивидуальная дозировка нагрузки — одна из самых главных черт круговой тренировки. В результате у физически сильных и у слабых занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет роста нагрузки дают нам представление о развитии работоспособности учеников по ее количественным показателям (времени прохождения каждого круга, и количеству повторений упражнения).

Сравнение реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, как идет адаптация организма занимающихся к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в дневники, которые используются для контроля за ростом работоспособности, одновременно воспитывает упорство, самостоятельность и целеустремленность. Последовательная смена упражнений,зависимости выполнения заданий от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, порядка работы и дисциплины. Все это обеспечивает благоприятные возможности для воспитания соответствующих физических качеств и навыков поведения.

В настоящее время целесообразным использование метода круговой тренировки считают Рудакова Т.В. 2009, Билл Старк 2009, Москвитина Н.А. так, как в условиях урока данная форма занятий позволяет большему количеству учащихся выполнять упражнения одновременно и самостоятельно.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: