Под военно-профессиональной ориентацией молодого человека призывного возраста понимается выработанное и сформированное желание осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями.
Различают следующие виды военно-профессиональной ориентации:
§ военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями;
§ военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.
Военно-учетная специальность (ВУС) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и формирований.
|
|
Информация о ВУС заносится в военный билет. Все ВУС подразделяются на группы, само обозначение ВУС представляет собой многозначное число (например, ВУС-250400). Рядовым ВУС обычно присваивается на основании уже имеющегося образования либо после завершения обучения в учебной части.
Военно-учетная специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, имеет действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код) наименование, что облегчает воинский учет.
Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил. Открытых источников, содержащих расшифровки кодов всех ныне действующих ВУС, не существует: каталог ВУС является документом Минобороны России со степенью секретности «Секретно».
Все воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические.
Требования, которые предъявляются к призывнику, готовящемуся к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности, приведены в табл. 11.1.
|
|
Таблица 11.1. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям | ||
Классы сходных воинских должностей | Отдельные воинские должности (специальности) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей | Основные профессионально-важные качества |
Командные (организаторские) | Должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов | Хорошая, разносторонняя физическая подготовка. Развитые организаторские и познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность. Ясная и разборчивая речь. Умение кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво и четко ставить задачу подчиненным. Знание основ педагогики и основных принципов обучения и воспитания, методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств: · способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров; · умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата; · упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач; · умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи |
Операторские (сенсорно- диагностические) | Вычислитель; гидроакустик; гидрометеонаблюдатель; дешифровщик; дозиметрист; наводчик артиллерийского орудия, зенитного орудия, танка; оператор АСУ и ЭВМ и др. Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором — специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования Деятельность оператора на разных системах различна, но каждый ее вид имеет одни и те же операции: прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения В зависимости от содержания и характера обязанностей различают несколько видов операторских должностей: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др. Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций | Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концентрация внимания. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками. Ответственность и аккуратность |
Связи и наблюдения (сенсорные) | Кабельщик; кодировщик; механик радиосвязного оборудования, космической, телеграфной, телефонной связи; оператор видеосвязи и др. Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны | Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприятия. Устойчивость внимания. Оперативная память. Развитое чувство ритма. Выносливость и подвижность нервной системы. Правильная дикция. Разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук |
Водительские (сенсорно- моторные) | Водитель; механик-водитель (по видам техники); рулевой; машинист железнодорожного транспорта и др. Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием большого числа различной самодвижущейся техники (автомобили, танки, бронетранспортеры, подводные и надводные корабли, железнодорожные, транспортные средства). Поэтому водительские должностные обязанности определяются многообразием, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин | Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения. Умение уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки. Умение и навыки проведения технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулирования материальной части Распределение и устойчивость внимания. Быстрая сенсорно-моторная реакция. Подвижность нервной системы. Двигательная память. Координация движений руками и ногами |
Специального назначения (моторно- волевые) | Разведчик; сапер; пожарный; водолаз и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Военнослужащие, проходящие службу на должностях специального назначения, должны в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника. В самостоятельных действиях они должны избегать шаблона, задачу выполнять с учетом конкретной обстановки, воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость | Хорошая, разносторонняя физическая подготовка, координация движений, ловкость, выносливость. Высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Выдержка. Наблюдательность и точный глазомер. Умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения. Решительность. Самообладание. Сообразительность. Смелость |
Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники) | Мастер по ремонту артиллерийских орудий и минометов и другой военной техники и вооружения; дизелист; машинист котельной и других энергетических установок; механик (по виду техники) и др. Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности | Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Общеобразовательная и техническая грамотность. Умение выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулирования и эксплуатации. Знание основ механики, квантовой физики, электроники, умение читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Развитая оперативная память. Склонность к работе с техническими устройствами |
Прочие воинские должности | Заряжающий, кладовщик, писарь, повар, помощник гранатометчика, стрелок и др. | Особые профессионально-важные психологические качества не требуются |
Каждому классу сходных воинских должностей и многим военно-учетным специальностям соответствуют родственные гражданские профессии, получаемые молодыми людьми при окончании учебных заведений начального или среднего профессионального образования.
|
|
|
|
Должности командира отделения соответствуют такие гражданские профессии, как администратор, диспетчер аэродромного пункта, менеджер и т.п.
Примерами родственных гражданских профессий для класса операторских сходных должностей являются оператор станков с программным управлением, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, фотограф и т.п.
Гражданин, призываемый на военную службу или направленный на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования по соответствующей специальности, должен соответствовать не только медицинским, но и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации. С этой целью с ним проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Когда человек профессионально ориентирован, то говорят о его высокой направленности на ту или иную специальность.
О высокой направленности студента на «командные» специальности класса свидетельствуют не только его желание, но и дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы старостой в учебной группе, студенческом профсоюзном комитете или комитете самоуправления, а также ярко выраженные лидерские качества.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрируют, кроме желания, наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.
Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (борьба, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности: отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности помимо сходных гражданских специальностей, приобретаемых студентами (водитель, крановщик, тракторист, механик, автомеханик и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой, хорошей успеваемостью по техническим дисциплинам.
Важным в военно-профессиональной ориентации является занятия студентов военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях, которые позволяют развивать профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешного прохождения военной службы в определенном виде, роде войск Вооруженных Сил, на определенных воинских должностях.
Цель военно-прикладных видов спорта — воспитывать у гражданской молодежи волю и стремление к победе, совершенствовать способность выполнять разнообразные профессиональные приемы (действия) и упражнения, переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения в условиях спортивной борьбы.
Занятия такими военно-прикладными видами спорта, как атлетическое двоеборье, военно-спортивное ориентирование, военное троеборье, военное пятиборье, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий и рукопашный бой, развивают профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей «специального назначения». Автомобильный спорт развивает профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей «водительские». Гребной спорт, прикладное плавание развивают профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим ВМФ, и т.д.
Военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования предполагает выбор военной специальности и подготовку к ее освоению.
В процессе военно-профессиональной ориентации молодые люди получают информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формируют свое отношение к различным видам воинской деятельности и стремление к осознанному выбору профессии офицера.