Таблица 11.2. Таблица оценки общей физической подготовленности военнослужащих

Фи­зичес­кая под­го­тов­ка доп­ри­зыв­ни­ков и при­зыв­ни­ков, прив­ле­чение их к за­няти­ям тех­ни­чес­ки­ми и во­ен­но-прик­ладны­ми ви­дами спор­та осу­щест­вля­ют­ся в це­лях под­го­тов­ки фи­зичес­ки креп­ких, вы­нос­ли­вых юно­шей с уче­том воз­росших в ар­мейских ус­ло­ви­ях фи­зичес­ких и пси­холо­гичес­ких наг­ру­зок.

Фи­зичес­кая под­го­тов­ка про­водит­ся с юно­шами 15—17 лет в со­от­ветс­твии с действу­ющи­ми прог­рамма­ми и нор­ма­тива­ми по фи­зичес­ко­му вос­пи­танию, а так­же го­сударст­вен­ной прог­раммой под­го­тов­ки мо­лоде­жи к во­ен­ной служ­бе. Под­го­тов­ка осу­щест­вля­ет­ся на уро­ках фи­зичес­кой культу­ры и во вне­уроч­ное вре­мя.

Для эф­фектив­но­го ре­шения за­дач фи­зичес­кой под­го­тов­ки сту­ден­тов кол­леджей к во­ен­ной служ­бе ис­пользу­ют­ся сле­ду­ющие ви­ды под­го­тов­ки.

1. За­нятия по гим­насти­ке и ат­ле­тичес­кой под­го­тов­ке — нап­равле­ны на раз­ви­тие лов­кости, си­лы и си­ловой вы­нос­ли­вос­ти, гиб­кости, ус­тойчи­вос­ти к ука­чива­нию и пе­рег­рузкам, прос­транс­твен­ной ори­ен­та­ции, прик­ладных дви­гательных на­выков, вос­пи­тание сме­лос­ти и ре­шительнос­ти, со­вер­шенс­тво­вание осан­ки, стро­евой вып­равки и под­тя­нутос­ти. За­нятия про­водят­ся на гим­насти­чес­ких пло­щад­ках и в го­род­ках, спор­тивных за­лах или спе­ци­ально обо­рудо­ван­ных по­меще­ни­ях, на тре­нажер­ных ком­плек­сах.

2. За­нятия по ус­ко­рен­но­му пе­ред­ви­жению — нап­равле­ны на раз­ви­тие вы­нос­ли­вос­ти и быс­тро­ты, ско­рос­тно-си­ловых ка­честв, со­вер­шенс­тво­вание на­выков в ходьбе, бе­ге по ров­ной и пе­ресе­чен­ной мес­тнос­ти, прыж­ках и ме­тани­ях, вос­пи­тание во­левых ка­честв. За­нятия про­водят­ся на ста­ди­оне или ров­ной пло­щад­ке (в спор­тивном за­ле).

3. За­нятия по лыж­ной под­го­тов­ке — нап­равле­ны на фор­ми­рова­ние и со­вер­шенс­тво­вание на­выков в пе­ред­ви­жении на лы­жах, раз­ви­тие вы­нос­ли­вос­ти, вос­пи­тание во­левых ка­честв, за­кали­вание ор­га­низ­ма. За­нятия про­водят­ся про­дол­жи­тельностью, как пра­вило, два учеб­ных ча­са.

4. За­нятия по спор­тивным и под­вижным иг­рам — нап­равле­ны на раз­ви­тие быс­тро­ты, лов­кости, об­щей и ско­рос­тной вы­нос­ли­вос­ти, прос­транс­твен­ной ори­ен­та­ции; фор­ми­рова­ние на­выков в кол­лектив­ных действи­ях, вос­пи­тание нас­тойчи­вос­ти, ре­шительнос­ти, ини­ци­ати­вы и на­ход­чи­вос­ти; под­держа­ние умс­твен­ной и фи­зичес­кой ра­ботос­по­соб­ности.

За­нятия по спор­тивным и под­вижным иг­рам ор­га­низу­ют­ся в спор­тивном за­ле и на от­кры­том воз­ду­хе.

Для оцен­ки уров­ня фи­зичес­кой под­го­тов­леннос­ти обу­ча­ющих­ся об­ра­зова­тельных уч­режде­ний сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го об­ра­зова­ния, на­чально­го про­фес­си­онально­го и сред­не­го про­фес­си­онально­го об­ра­зова­ния (юно­ши 16—17 лет) при про­веде­нии кон­курса на луч­шую под­го­тов­ку граж­дан Рос­сийской Фе­дера­ции к во­ен­ной служ­бе при­меня­ют­ся сле­ду­ющие нор­ма­тивы (табл. 11.3).

Таблица 11.3. Нормативы физической подготовленности юношей (16—17 лет) к военной службе

№ п/п Уп­ражне­ние (раз­мерность нор­ма­тива) «От­лично» «Хо­рошо» «Удов­летво­рительно»
1 Бег 100 м (с) 13,1 13,7 14,3
2 Под­тя­гива­ние (чис­ло раз) 12 9 5
3 Кросс 1 км (с) 210 220 240
4 Пры­жок в дли­ну с мес­та (м) 2,20 2,05 1,90

Фи­зичес­кая под­го­тов­ка мо­лоде­жи яв­ля­ет­ся од­ной из важ­нейших сос­тавных час­тей здо­рово­го об­ра­за жиз­ни (ЗОЖ). В свою оче­редь ЗОЖ поз­во­ля­ет при­зыв­ни­ку лег­че адап­ти­роваться к вы­соким фи­зичес­ким и фи­зико-пси­холо­гичес­ким наг­рузкам во­ин­ской де­ятельнос­ти.

Под тер­ми­ном «здо­ровый об­раз жиз­ни» по­нима­ет­ся та­кой об­раз жиз­ни че­лове­ка, ко­торый ба­зиру­ет­ся на на­уч­но обос­но­ван­ных са­нитар­но-ги­ги­ени­чес­ких нор­ма­тивах, нап­равлен­ных на сох­ра­нение и у­креп­ле­ние здо­ровья. У­креп­ле­ние здо­ровья вклю­ча­ет в се­бя все ме­роп­ри­ятия по сох­ра­нению и уве­личе­нию уров­ня здо­ровья на­селе­ния для обес­пе­чения его пол­но­го фи­зичес­ко­го, ду­хов­но­го и со­ци­ально­го бла­гопо­лучия.

Для то­го что­бы по­нять, на ка­ких прин­ци­пах ор­га­низу­ет­ся ЗОЖ, не­об­хо­димо пред­ста­вить се­бе со­вокуп­ность фак­то­ров, ко­торые по­мога­ют сох­ра­нять и у­кре­пить здо­ровье или раз­ру­ша­ют его. Фак­то­ры об­ра­за жиз­ни, вли­яющие на здо­ровье че­лове­ка, пред­став­ле­ны в табл. 11.4, где под са­мим тер­ми­ном «об­раз жиз­ни» по­нима­ет­ся при­выч­ный ук­лад пов­седнев­но­го по­веде­ния че­лове­ка.

Таблица 11.4. Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека

Кри­терии (клас­си­фика­ци­он­ные приз­на­ки) об­ра­за жиз­ни

Фак­то­ры

 
По­ложи­тельные От­ри­цательные  

Ми­ро­ощу­щение

Цель в жиз­ни Яс­ные, по­зитив­ные От­сутс­тву­ют или не­яс­ные  
Са­мо­оцен­ка сво­их дос­ти­жений, мес­та в жиз­ни Удов­летво­рен­ность, ощу­щение бла­гопо­лучия Не­удов­летво­рен­ность, син­дром не­удач­ни­ка  
Нас­трой на дол­гую ак­тивную жизнь Сфор­ми­рован От­сутс­тву­ет  
До­мини­ру­ющее нас­тро­ение (эмо­ци­ональное сос­то­яние) Эмо­ци­ональная гар­мо­ния От­ри­цательные эмо­ции, фик­са­ция на стрес­со­вых сос­то­яни­ях  
Уро­вень культу­ры (об­щей, ду­хов­ной, нравс­твен­ной, фи­зичес­кой) Вы­сокий Низ­кий  

От­но­шение к здо­ровью

Мен­та­литет здо­ровья Сфор­ми­рован От­сутс­тву­ет  
Уро­вень культу­ры здо­ровья, в том чис­ле: Вы­сокий Низ­кий или от­сутс­тву­ет  
осоз­нан­ность от­но­ше­ния к здо­ровью Сфор­ми­рова­на От­сутс­тву­ет  
мес­то здо­ровья в и­ерар­хии цен­нос­тей и пот­реб­нос­тей При­ори­тет­ное Иные при­ори­теты (ве­щизм, карьера и др.) в ущерб здо­ровью  
уро­вень зна­ний о сох­ра­не­нии и у­креп­ле­нии здо­ровья Вы­сокий, стрем­ле­ние к по­выше­нию об­ра­зован­ности в дан­ной об­ласти Низ­кий, от­сутс­твие стрем­ле­ния к по­луче­нию зна­ний в дан­ной об­ласти  
Стиль жиз­ни, в том чис­ле: Здо­ровый Нез­до­ровый  
со­ци­ально по­лез­ная ак­тив­ная де­ятельность Лю­бимая ра­бота или уче­ба, про­фес­си­она­лизм Не­удов­летво­рен­ность ра­ботой или уче­бой, неп­ро­фес­си­ональное ис­полне­ние обя­зан­ностей  
оз­до­ро­ви­тельная, в том чис­ле фи­зи­чес­кая ак­тив­ность Оп­ти­мальная От­сутс­тву­ет или не­дос­та­точ­на  
са­мо­кон­троль Жес­ткий, са­мок­ри­тич­ный От­сутс­тву­ет, иг­но­риро­вание вред­ных при­вычек  
про­фи­лак­ти­ка за­бо­ле­ва­емос­ти Пос­то­ян­ная, эф­фектив­ная Не­эф­фектив­ная, са­моле­чение  
от­но­ше­ние к нор­мам ЗОЖ в пов­сед­нев­ной жиз­ни Соб­лю­дение, здо­ровые при­выч­ки Вред­ные при­выч­ки, нез­до­ровое по­веде­ние  
ре­жим дня, тру­да и от­ды­ха Чет­кий, ра­ци­ональный Бес­по­рядоч­ный  
пи­та­ние Пол­но­цен­ное Не­качес­твен­ное  
вес Нор­мальный Из­бы­точ­ный или не­дос­та­точ­ный  
про­фи­лак­ти­чес­кие ме­ди­цин­ские ос­мот­ры Ре­гуляр­ные Нес­вое­вре­мен­ные  

Сос­то­яние

Оцен­ка по по­каза­телям оп­ти­мально­го (нор­мально­го) здо­ровья Со­от­ветс­тву­ет Не со­от­ветс­тву­ет  
Адап­та­ци­он­ные воз­можнос­ти ор­га­низ­ма Дос­та­точ­ные Не­дос­та­точ­ные  
Нас­ледс­твен­ность Не­отя­гощен­ная Отя­гощен­ная  
Хро­ничес­кие за­боле­вания Нет Есть  

Ус­ло­вия

Со­ци­ально-по­лити­чес­кие Бла­гоп­ри­ят­ные Неб­ла­гоп­ри­ят­ные  
Эко­номи­чес­кие (ма­тери­альные) Дос­та­точ­ные Не­дос­та­точ­ные  
Эко­логи­чес­кие Бла­гоп­ри­ят­ные Неб­ла­гоп­ри­ят­ные  
Бы­товые, в том чис­ле вли­яние ок­ру­жа­ющих: Бла­гоп­ри­ят­ные Неб­ла­гоп­ри­ят­ные  
стрес­со­вые си­ту­ации на ра­бо­те, в уче­бе или в бы­ту Уме­рен­ные Чрез­мерные  
от­но­ше­ния в семье Здо­ровые Проб­лемные  
вос­пи­та­ние де­тей С ус­та­нов­кой на здо­ровье Воп­ре­ки нор­мам ЗОЖ  
вли­яние на де­тей по­ве­де­ния ро­ди­те­лей По­ложи­тельное (при­мера­ми соб­лю­дения ЗОЖ) От­ри­цательное (пре­неб­ре­жение тре­бова­ни­ями ЗОЖ)  
круг об­ще­ния (ком­па­ния) При­ят­ный, здо­ровый Нез­до­ровый или не­дос­та­ток об­ще­ния, оди­ночес­тво  
об­щес­твен­ная оцен­ка лич­нос­ти и де­ятельнос­ти че­ло­ве­ка По­ложи­тельная, одоб­ре­ние и под­дер­жка Не­гатив­ная, со­ци­альная изо­ляция, от­сутс­твие под­дер­жки  

Ана­лиз табл. 11.4 поз­во­ля­ет оп­ре­делить прин­ци­пы ор­га­низа­ции ЗОЖ.

1. Прин­цип от­ветс­твен­ности за свое здо­ровье. Суть прин­ци­па сос­то­ит в том, что каж­дый че­ловек дол­жен по­нимать, что его здо­ровье — это не только свое бо­гатс­тво, но спо­койствие его близ­ких и жиз­неспо­соб­ность собс­твен­но­го по­томс­тва. Од­новре­мен­но с этим из со­вокуп­ности здо­ровья от­дельных лю­дей скла­дыва­ет­ся здо­ровье на­ции и си­ла стра­ны, в том чис­ле ее Во­ору­жен­ных Сил.

2. Прин­цип ком­плекснос­ти. Этот прин­цип ос­но­ван на том, что нельзя сох­ра­нять и у­креп­лять здо­ровье по час­тям: от­дельно здо­ровье би­оло­гичес­ко­го ор­га­низ­ма, от­дельно ду­хов­ное здо­ровье. Этот прин­цип вы­ражен рус­ской по­говор­кой: «В здо­ровом те­ле — здо­ровый дух».

3. Прин­цип ин­ди­виду­али­зации. Этот прин­цип зак­лю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ловек ин­ди­виду­ален, уни­кален как с би­оло­гичес­кой, так и с пси­холо­гичес­кой, а так­же со­ци­альной то­чек зре­ния, и, со­от­ветс­твен­но, дол­жен иметь свою ин­ди­виду­альную прог­рамму ЗОЖ.

4. Прин­цип уме­рен­ности. Суть прин­ци­па зак­лю­ча­ет­ся в том, что для сох­ра­нения и у­креп­ле­ния здо­ровья дол­жны ис­пользо­ваться ежед­невные уме­рен­ные наг­рузки на ор­га­низм. Че­ловек дол­жен соб­лю­дать уме­рен­ность в пи­ще, раз­вле­чени­ях, фи­зичес­ких наг­рузках.

5. Прин­цип ра­ци­онально­го че­редо­вания наг­ру­зок на ор­га­низм и от­ды­ха. В ос­но­ве дан­но­го прин­ци­па ле­жит на­уч­но обос­но­ван­ное ут­вер­жде­ние, что для каж­дой наг­рузки тре­бу­ет­ся со­от­ветс­тву­ющий пе­ри­од вос­ста­нов­ле­ния сил ор­га­низ­ма. При не­об­хо­димос­ти крат­косроч­но­го пре­одо­ления экс­тре­мальных фи­зичес­ких или пси­холо­гичес­ких наг­ру­зок дол­жен пре­дус­матри­ваться дос­та­точ­ный ре­аби­лита­ци­он­ный пе­ри­од. Дли­тельное пе­ре­утом­ле­ние при­водит к ис­то­щению жиз­ненных сил че­лове­ка. При этом сле­ду­ет учи­тывать, что все би­оло­гичес­кие сис­те­мы че­лове­ка вза­имос­вя­заны, по­это­му пе­рег­рузка лю­бой из них при­водит к не­гатив­ным из­ме­нени­ям в дру­гих сис­те­мах, нап­ри­мер фи­зичес­кое пе­ре­утом­ле­ние вы­зыва­ет пло­хой сон, сни­жа­ет пси­холо­гичес­кую ус­тойчи­вость.

Мо­лодым лю­дям, стре­мящим­ся до­биться ус­пе­хов в жиз­ни, в том чис­ле в во­ен­ной служ­бе, сле­ду­ет пос­то­ян­но фор­ми­ровать ЗОЖ, по­нимая при этом, что этот про­цесс дли­тельный, пос­те­пен­ный и тре­бу­ет дос­та­точ­ной си­лы во­ли, це­ле­ус­трем­леннос­ти, оп­ре­делен­ных зат­рат вре­мени, фи­зичес­ких и ду­шев­ных сил.

Пе­реход на ЗОЖ пот­ре­бу­ет от­ка­за от мно­гих став­ших при­выч­ны­ми ус­ло­вий жиз­не­де­ятельнос­ти (пе­ре­еда­ние, ку­рение, ал­ко­голь и др.) и пе­реход на стро­гую рег­ла­мен­та­цию об­ра­за жиз­ни. Вза­мен че­ловек по­луча­ет бо­лее здо­ровую, дол­го­веч­ную и бо­гатую в ду­хов­ном пла­не жизнь, вы­сокую ра­ботос­по­соб­ность, от­каз от вред­ных при­вычек, сни­жение фак­то­ров рис­ка за­боле­ва­емос­ти, жиз­не­радос­тность, хо­рошее нас­тро­ение, оп­ти­мизм и мно­гое дру­гое, что обес­пе­чива­ет его со­ци­альную ак­тивность, са­модос­та­точ­ность и ус­пешность в жиз­ни.

Контрольные вопросы

1. Что вхо­дит в обя­зательную под­го­тов­ку граж­дан к во­ен­ной служ­бе?

2. Как ор­га­низу­ет­ся обя­зательная под­го­тов­ка уча­щейся мо­лоде­жи к во­ен­ной служ­бе?

3. Ка­кие ви­ды спор­та от­но­сят­ся к во­ен­но-прик­ладным?

4. По ка­ким нап­равле­ни­ям со­вер­шенс­тву­ет­ся доп­ри­зыв­ная под­го­тов­ка мо­лоде­жи в на­шей стра­не?

5. Что по­нима­ет­ся под во­ен­но-про­фес­си­ональной ори­ен­та­ци­ей мо­лоде­жи?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: