Физическая подготовка допризывников и призывников, привлечение их к занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта осуществляются в целях подготовки физически крепких, выносливых юношей с учетом возросших в армейских условиях физических и психологических нагрузок.
Физическая подготовка проводится с юношами 15—17 лет в соответствии с действующими программами и нормативами по физическому воспитанию, а также государственной программой подготовки молодежи к военной службе. Подготовка осуществляется на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Для эффективного решения задач физической подготовки студентов колледжей к военной службе используются следующие виды подготовки.
1. Занятия по гимнастике и атлетической подготовке — направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентации, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости. Занятия проводятся на гимнастических площадках и в городках, спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на тренажерных комплексах.
|
|
2. Занятия по ускоренному передвижению — направлены на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствование навыков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, прыжках и метаниях, воспитание волевых качеств. Занятия проводятся на стадионе или ровной площадке (в спортивном зале).
3. Занятия по лыжной подготовке — направлены на формирование и совершенствование навыков в передвижении на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых качеств, закаливание организма. Занятия проводятся продолжительностью, как правило, два учебных часа.
4. Занятия по спортивным и подвижным играм — направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентации; формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются в спортивном зале и на открытом воздухе.
|
|
Для оценки уровня физической подготовленности обучающихся образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования (юноши 16—17 лет) при проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе применяются следующие нормативы (табл. 11.3).
Таблица 11.3. Нормативы физической подготовленности юношей (16—17 лет) к военной службе | ||||
№ п/п | Упражнение (размерность норматива) | «Отлично» | «Хорошо» | «Удовлетворительно» |
1 | Бег 100 м (с) | 13,1 | 13,7 | 14,3 |
2 | Подтягивание (число раз) | 12 | 9 | 5 |
3 | Кросс 1 км (с) | 210 | 220 | 240 |
4 | Прыжок в длину с места (м) | 2,20 | 2,05 | 1,90 |
Физическая подготовка молодежи является одной из важнейших составных частей здорового образа жизни (ЗОЖ). В свою очередь ЗОЖ позволяет призывнику легче адаптироваться к высоким физическим и физико-психологическим нагрузкам воинской деятельности.
Под термином «здоровый образ жизни» понимается такой образ жизни человека, который базируется на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление здоровья включает в себя все мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия.
Для того чтобы понять, на каких принципах организуется ЗОЖ, необходимо представить себе совокупность факторов, которые помогают сохранять и укрепить здоровье или разрушают его. Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, представлены в табл. 11.4, где под самим термином «образ жизни» понимается привычный уклад повседневного поведения человека.
Таблица 11.4. Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека | ||||||
Критерии (классификационные признаки) образа жизни | Факторы | |||||
Положительные | Отрицательные | |||||
Мироощущение | Цель в жизни | Ясные, позитивные | Отсутствуют или неясные | |||
Самооценка своих достижений, места в жизни | Удовлетворенность, ощущение благополучия | Неудовлетворенность, синдром неудачника | ||||
Настрой на долгую активную жизнь | Сформирован | Отсутствует | ||||
Доминирующее настроение (эмоциональное состояние) | Эмоциональная гармония | Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях | ||||
Уровень культуры (общей, духовной, нравственной, физической) | Высокий | Низкий | ||||
Отношение к здоровью | Менталитет здоровья | Сформирован | Отсутствует | |||
Уровень культуры здоровья, в том числе: | Высокий | Низкий или отсутствует | ||||
осознанность отношения к здоровью | Сформирована | Отсутствует | ||||
место здоровья в иерархии ценностей и потребностей | Приоритетное | Иные приоритеты (вещизм, карьера и др.) в ущерб здоровью | ||||
уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья | Высокий, стремление к повышению образованности в данной области | Низкий, отсутствие стремления к получению знаний в данной области | ||||
Стиль жизни, в том числе: | Здоровый | Нездоровый | ||||
социально полезная активная деятельность | Любимая работа или учеба, профессионализм | Неудовлетворенность работой или учебой, непрофессиональное исполнение обязанностей | ||||
оздоровительная, в том числе физическая активность | Оптимальная | Отсутствует или недостаточна | ||||
самоконтроль | Жесткий, самокритичный | Отсутствует, игнорирование вредных привычек | ||||
профилактика заболеваемости | Постоянная, эффективная | Неэффективная, самолечение | ||||
отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни | Соблюдение, здоровые привычки | Вредные привычки, нездоровое поведение | ||||
режим дня, труда и отдыха | Четкий, рациональный | Беспорядочный | ||||
питание | Полноценное | Некачественное | ||||
вес | Нормальный | Избыточный или недостаточный | ||||
профилактические медицинские осмотры | Регулярные | Несвоевременные | ||||
Состояние
| Оценка по показателям оптимального (нормального) здоровья | Соответствует | Не соответствует | |||
Адаптационные возможности организма | Достаточные | Недостаточные | ||||
Наследственность | Неотягощенная | Отягощенная | ||||
Хронические заболевания | Нет | Есть | ||||
Условия | Социально-политические | Благоприятные | Неблагоприятные | |||
Экономические (материальные) | Достаточные | Недостаточные | ||||
Экологические | Благоприятные | Неблагоприятные | ||||
Бытовые, в том числе влияние окружающих: | Благоприятные | Неблагоприятные | ||||
стрессовые ситуации на работе, в учебе или в быту | Умеренные | Чрезмерные | ||||
отношения в семье | Здоровые | Проблемные | ||||
воспитание детей | С установкой на здоровье | Вопреки нормам ЗОЖ | ||||
влияние на детей поведения родителей | Положительное (примерами соблюдения ЗОЖ) | Отрицательное (пренебрежение требованиями ЗОЖ) | ||||
круг общения (компания) | Приятный, здоровый | Нездоровый или недостаток общения, одиночество | ||||
общественная оценка личности и деятельности человека | Положительная, одобрение и поддержка | Негативная, социальная изоляция, отсутствие поддержки |
Анализ табл. 11.4 позволяет определить принципы организации ЗОЖ.
|
|
1. Принцип ответственности за свое здоровье. Суть принципа состоит в том, что каждый человек должен понимать, что его здоровье — это не только свое богатство, но спокойствие его близких и жизнеспособность собственного потомства. Одновременно с этим из совокупности здоровья отдельных людей складывается здоровье нации и сила страны, в том числе ее Вооруженных Сил.
2. Принцип комплексности. Этот принцип основан на том, что нельзя сохранять и укреплять здоровье по частям: отдельно здоровье биологического организма, отдельно духовное здоровье. Этот принцип выражен русской поговоркой: «В здоровом теле — здоровый дух».
3. Принцип индивидуализации. Этот принцип заключается в том, что каждый человек индивидуален, уникален как с биологической, так и с психологической, а также социальной точек зрения, и, соответственно, должен иметь свою индивидуальную программу ЗОЖ.
4. Принцип умеренности. Суть принципа заключается в том, что для сохранения и укрепления здоровья должны использоваться ежедневные умеренные нагрузки на организм. Человек должен соблюдать умеренность в пище, развлечениях, физических нагрузках.
5. Принцип рационального чередования нагрузок на организм и отдыха. В основе данного принципа лежит научно обоснованное утверждение, что для каждой нагрузки требуется соответствующий период восстановления сил организма. При необходимости краткосрочного преодоления экстремальных физических или психологических нагрузок должен предусматриваться достаточный реабилитационный период. Длительное переутомление приводит к истощению жизненных сил человека. При этом следует учитывать, что все биологические системы человека взаимосвязаны, поэтому перегрузка любой из них приводит к негативным изменениям в других системах, например физическое переутомление вызывает плохой сон, снижает психологическую устойчивость.
Молодым людям, стремящимся добиться успехов в жизни, в том числе в военной службе, следует постоянно формировать ЗОЖ, понимая при этом, что этот процесс длительный, постепенный и требует достаточной силы воли, целеустремленности, определенных затрат времени, физических и душевных сил.
Переход на ЗОЖ потребует отказа от многих ставших привычными условий жизнедеятельности (переедание, курение, алкоголь и др.) и переход на строгую регламентацию образа жизни. Взамен человек получает более здоровую, долговечную и богатую в духовном плане жизнь, высокую работоспособность, отказ от вредных привычек, снижение факторов риска заболеваемости, жизнерадостность, хорошее настроение, оптимизм и многое другое, что обеспечивает его социальную активность, самодостаточность и успешность в жизни.
Контрольные вопросы
1. Что входит в обязательную подготовку граждан к военной службе?
2. Как организуется обязательная подготовка учащейся молодежи к военной службе?
3. Какие виды спорта относятся к военно-прикладным?
4. По каким направлениям совершенствуется допризывная подготовка молодежи в нашей стране?
5. Что понимается под военно-профессиональной ориентацией молодежи?