Понятие функций менеджмента

Дисциплина

«Менеджмент в туристской деятельности» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»

Опорный конспект лекции №1.

Тема 10: ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ

Время 1,5 часа

Вопросы:

101. Понятие функций менеджмента

10.2. Характеристика функций менеджмента в туризме

10.3. Понятие принципов менеджмента

10.4. Принципы менеджмента в туризме

 

Ход проведения:

Понятие функций менеджмента

 

Функции менеджмента возникают на стадиях управленческой деятельности и представляют собой управленческие действия, направленные на решение возникшей проблемы.

При этом на каждой стадии управления реализуются все функции, но ведущей выступает одноименная со стадией функция, остальные — вспомогательные. Следовательно, функции раскрывают содержание менеджмента, а стадии – последовательность реализации функций в рамках единичного управленческого цикла.

Таким образом, функции менеджмента представляют собой виды деятельности субъекта, составляющие содержание управления.

Классификацию функций менеджмента, т.е. их группирование на основе существенных признаков сходства и различия, целесообразно осуществлять по следующим основаниям:

1. Относительная обособленность управленческих действий от других действий в процессе управления, в определенной мере самостоятельность;

2. Однородность управленческих действий по составу, их взаимосвязанность и направленность на достижение одной цели;

3. Стабильность действий, входящих в функцию управления, т.е. они должны быть не одноразовыми, а периодически повторяющимися.

Можно выделить такие функции управления, как информационно-аналитическая, планирования, организации, координации, регулирования, контроля, руководства, мотивационная.

Информационно-аналитическая функция выражается в сборе, обработке, анализе и оценке информации в целях повышения эффективности деятельности в определенной сфере, включает в себя все действия по оперированию информацией.

Данная функция полностью соответствует указанным критериям:

- составляющие ее управленческие действия относительно обособлены в процессе управления и не являются чисто техническими;

- эти действия — определенно однородные, так как сбор, обработка, анализ и оценка связаны единым предметом (информацией) и направлены на достижение одной цели – создание условий для реализации остальных функций управления;

- эти действия стабильны, так как они являются атрибутом каждой стадии любого управленческого цикла.

Данная функция обусловлена информационной составляющей менеджмента, поскольку все операции, действия и мероприятия в любой организации осуществляются на основе информации, поступающей из внешней среды и аккумулирующейся в самой организации. Субъект управления также нуждается в информации, которая служит основой для последующих управленческих действий и на стадии принятия решения, и на стадии его реализации. Именно поэтому информационно-аналитическую функцию составляют прежде всего действия по сбору необходимой информации, которая затем подвергается анализу. Анализ информации в свою очередь представляет собой эмпирическое исследование, результатами которого являются оценочные выводы о сложившейся ситуации.

Основными инструментами такого исследования являются логические и статистические методы.

Однако часто не представляется возможным собрать информацию о ситуации в полном объеме, поэтому оценочные выводы при анализе могут быть гипотетическими.

Функция планирования заключается-* определении и обосновании направлений деятельности системы в целом и ее различных звеньев, а также ее целей, задач и путей их реализации.

Она призвана обеспечивать целенаправленную деятельность и предполагает формулирование цели и разработку программы ее достижения. Планирование реализуется путем выбора оптимальных вариантов действий в необходимом направлении.

Основой для планирования выступают результаты реализации информационно-аналитической функции, на основе которых все субъекты управления на всех уровнях менеджмента осуществляют определение и обоснование целей и задач, разрабатывают проекты планов, которые далее рассматриваются и утверждаются.

Организационная функция выражается в формировании и приспособлении субъекта и объекта менеджмента к выполнению поставленных задач. Для этого осуществляются мероприятия по привлечению финансовых, технических, кадровых и других ресурсов и их ориентация на решение поставленной задачи. Задачи, стоящие перед организацией, могут быть решены только тогда, когда эффективной правильно используются все ресурсы.

Функция координации призвана обеспечивать согласованность действий для успешного достижения цели. В процессе координации прежде всего устанавливается и поддерживается пропорциональность в деятельности различных элементе системы на всех стадиях процесса управления. Координаци осуществляется путем уточнения функций, согласования це лей и задач, планов и действий. Она является одним из основных средств повышения эффективности деятельности, так как позволяет сконцентрировать усилия в необходимом направлении, избегать параллелизма и дублирования.

Функция регулирования реализуется с целью поддержания динамического равновесия системы при осуществлении деятельности в любой организации любой сферы деятельности.

Регулирование способствует адаптации организации к постоянно изменяющимся ситуациям, обеспечивает предупреждение и устранение отклонений от запланированных действий, т.е. обеспечивает нормальный ход деятельности.

Зачастую функцию регулирования включают в состав организационной функции. Однако между ними есть существенное различие: организационная функция обеспечивает создание и подготовку системы для выполнения поставленных задач, установление необходимых для этого отношений между ее структурными единицами, а регулирование направлено на своевременную коррекцию действий исполнителей. Большую роль при регулировании играет связь между субъектом и объектом управления, так как хорошо отлаженная система информации позволяет не только устранять отклонения в деятельности, но и предупреждать их. Регулирование осуществляется в основном путем распорядительной деятельности субъекта в форме приказов, указаний, распоряжений.

Менеджмент в туризме имеет свою специфику отличается от классического менеджмента. В сфере туризма функция контроля представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от плана, затрудняющих достижение поставленной цели. Неотъемлемой частью контроля является учет изменений, происходящих в ходе деятельности.

Основу функции контроля составляет информация о функционировании объекта управления — о конкретных ситуациях, возникающих затруднениях, об отклонениях от заданных действий и т.п. Контроль, призванный обеспечивать единство управленческого решения и его реализации, является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем получает распространение в деятельности всей организации.

Функцию руководства, пронизывающую всю систему менеджмента, по праву можно назвать функцией управления. Она отражает отношения между субъектом и объектом управления как индивидами. В руководстве проявляется человеческий фактор, что характеризует социально-психологическую сторону менеджмента. От эффективности руководства зависит уровень реализации других функций менеджмента. Руководящее начало присутствует и подчиняет себе весь процесс разработки и принятия управленческого решения, сопровождающий все этапы менеджмента.

 

2. Характеристика функций менеджмента в туризме

 

Все описанные выше функции одинаково важны для любой организации, они взаимозависимы и взаимоувязаны. Одна функция воздействует на остальные и наоборот. Функции менеджмента универсальны для всех типов организаций вне зависимости от сферы их деятельности, -поэтому они обязательно присутствуют в менеджменте туризма. Их выраженность в процессе управления в данной области имеет свою специфику.

Ясность планирования — характеризует простоту и четкость формулировок целей и способов планирования;

1. Непрерывность планирования;

2. Экономичность планирования, когда расходы на планирование соизмеримы с выгодой, получаемой от него.

Современный менеджмент предлагает несколько эффективных методов планирования, дающих возможность решать как количественные, так и качественные вопросы планирования:

- бюджетный метод — используется практически во всех туристских фирмах. Его основу составляют описание и характеристика притоков и оттоков наличности, капитала и других ресурсов, анализ структуры поступления и расходования средств на обслуживание туристов. Как правило, бухгалтерский баланс любой туристской организации содержит подобного рода информацию;

- анализ окупаемости — позволяет провести оценку и соотнесение затрат, доходов и производственных мощностей, рассчитать срок окупаемости вложенных в бизнес затрат и инвестиций и спрогнозировать прибыль. Анализ окупаемости осуществляется на основе бизнес-плана, составление которого предшествует реализации любого туристского проекта (создание новой организации, модернизация туристской территории, проведение рекламной кампании и т.д.);

- метод оперативного исследования — позволяет с помощью современных моделей разработки и принятия управленческих решений (теория очередей, игр, имитационное моделирование) оценить собственную деятельность. Например, использование SWOT-анализа деятельности туристской организации позволит не только выявить недостатки ее функционирования, но и разработать адекватную существующим конкурентным условиям стратегию развития.

Организационная функция менеджмента в туризме обеспечивает упорядочение технической, экономической и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия и правомерно может рассматриваться как средство достижения целей турфирмы, так как с экономической точки зрения она ведет к повышению эффективности его работы, а с точки зрения управления персоналом — придает смысл работе и распределяет ее по исполнителям.

Работа туроператоров как субъектов менеджмента в туризме наглядно представляет реализацию организационной функции. Как правило, туроператоры занимаются решением производственных, торговых, информационных задач, задач освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. устанавливает постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями турфирмы, определяет порядок и условия ее функционирования.

Для руководителя турфирмы первоочередной задачей является разработка организационной структуры и приведение ее в соответствие с целями турфирмы и требованиями внешней среды. На следующих этапах осуществляются подбор и расстановка кадров для работы в структурных подразделениях. Наиболее сложно определить оптимальную численность персонала разных управленческих звеньев. В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (число работников, которыми может эффективно управлять один менеджер), — время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым работником и как часто это делать.

Таким образом, существенную часть организационной функции составляет собственно организаторская деятельность, которая совмещает:

* организацию структуры системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, возникающих тогда, когда люди объединены совместным трудом;

* аккумулирование ресурсов турфирмы для достижения поставленных целей.

Мотивационная функция управления особенно четко проявляется в туристской сфере, пронизывая весь процесс принятия решения туристом совершить путешествие.

Выявление мотивов потребителей данной услуги — прямая задача и соответственно организационная функция турфирмы, так как позволяет:

* сегментировать рынок туристских услуг и определить целевые рынки;

* спрогнозировать спрос на туристские услуги в будущем.

Выделяют следующие виды мотивации путешествий:

- физическую — направлена на удовлетворение потребности в отдыхе, лечении, спорте;

- психологическую — направлена на удовлетворение потребности в отстранении от бытовых проблем, смене обстановки, необходимости «расслабиться»;

- межличностную – направлена на удовлетворение потребности в общении, взаимодействии с новыми людьми, установлении дружеских отношений, посещении родственников;

- культурную — направлена на удовлетворение потребности познак омиться с культурой и традициями народов других стран, с памятниками истории и т.п.;

- мотивация престижа и статуса — направлена на удовлетворение потребности туриста продемонстрировать свою принадлежность к определенной социальной группе, добиться ее признания и удержать его.

Идентификация мотивации туриста позволяет максимальным образом удовлетворить его потребности и предложить емутур, соответствующий его желаниям.

Мотивация персонала турфирмы включает прежде всего трудовые стимулы работника, воздействуя на которые, можно добиться его оптимальной производительности и совершенствования профессиональных навыков и умений.

Функция контроля представляет собой процесс соотнесения фактически достигнутых результатов по осуществлению туристской деятельности с запланированными. В процессе контроля мониторингу подвергаются следующие показатели функционирования турфирмы: количество разработанных и реализованных туров, качество обслуживания, количество повторных обращений клиентов, степень удовлетворенности туристов предоставленными услугами и др.

Каждый показатель оценивается по определенной шкале, а результат сопоставляется с запланированным. В итоге выявляются отклонения, что дает информацию к размышлению о коррекции работы менеджеров с целью повышения ее эффективности. –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: