Форма № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» отражает объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий.
Природопользователи, имеющие лицензию на водопользование и осуществляющие водоохранные работы на водных объектах, отчитываются по форме 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах». В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.
Форму федерального государственного статистического наблюдения № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах » предоставляют юридические лица, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:
|
|
- на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения;
- на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов;
- на организацию контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);
- на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонним организациям;
- на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;
- на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.
Экологические платежи за использование природных ресурсов отражает фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, производственными предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.
|
|
4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
4.1. зарубежный опыт развития экоаудита
как отдельный элемент управления экологический аудит получил развитие за рубежом уже в начале 1970-х гг. Одними из первых компаний, разработавших собственные программы экологического аудита, были US Steel, Allied Chemical и Occidental Petroleum. В экономически развитых странах экоаудит служил средством защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей.
В 1984 г. Национальное агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) разработало концепцию аудирования для федеральных агентств. В Германии активные работы в области экологического аудита ведутся уже более 25 лет.
к началу 1990-х гг. многие коммерческие банки стали прибегать к процедуре экологического аудита в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, причиняющей ущерб окружающей среде. к примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний; решение этих банков о выделении ссуды принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита.
В 1993 г. Совет ЕС ввел в действие правила добровольного участия компаний промышленного сектора в Схеме экологического управления и аудита Европейского сообщества (Схеме EMAS).
компания, решившая стать участником ЕMAS, должна выполнить ряд условий, а именно: принять политику в области охраны окружающей среды, провести проверку своей деятельности и с учетом ее результатов разработать программу охраны окружающей среды;
внедрить систему экологического менеджмента, обеспечить проведение экологического аудита, а также подготовить Заявление по охране окружающей среды.
Устоявшегося определения экологического аудита за рубежом пока не существует. Термины, применяющиеся для обозначения различных сходных с аудированием процедур, также разнообразны (оценка эксплуатации, обзорная оценка, проверка соответствия и т. д.). В качестве примера можно привести два характерных определения.
1. Определение, принятое Международной торговой палатой.
Экологический аудит — это инструмент управления,
охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствуют организационная система, управление охраной окружающей среды и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление управленческого контроля за практической деятельностью в области охраны окружающей среды, а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, в том числе и соответствие нормативным требованиям.
2. Определение, приведенное в проекте Федерального закона РФ «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соответствия документов и (или) проектов документов в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям нормативных документов и международных стандартов в области охраны окружающей среды и осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельности, а также подготовка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Конкретные цели и задачи проведения экологического аудита могут быть чрезвычайно разнообразными. Например:
— проверка и обеспечение соответствия деятельности предприятия действующим законодательным и нормативным документам;
|
|
— оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды на предприятии;
— оценка риска, связанного с использованием тех или иных процессов, материалов, с образованием определенных видов отходов и т. д.;
— оптимизация использования ресурсов (включая финансовые);
— четкое определение уровня ответственности в случае несоблюдения экологических требований;
— снижение риска и предотвращение применения штрафных санкций;
— выработка первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем конкретного предприятия и др.
в настоящее время за рубежом осуществляется как добровольное (voluntary), так и обязательное (mandatary) аудирование. Так, экологический аудит играет важную роль в урегулировании конфликтов между Национальным агентством по охране окружающей среды сША (EPA) и компаниями — нарушителями экологического законодательства. Концепция экоаудирования находится в процессе постоянного изменения.
4.2. введение экологического аудита в россии. правовые основы его применения
Экологический аудит — новый вид аудиторских услуг, получивший в России развитие вследствие нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды и недостаточно достоверной информацией в этой области. К ускоренному развитию экологического аудита Россию подтолкнуло вступление в вТО и интегрирование в европейское пространство, где данной сфере деятельности уделяется большое внимание.
Экологический аудит как предпринимательская деятельность в России может применяться:
1) при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за природопользование и воздействие на окружающую среду;
2) консультировании по финансовым и правовым вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
3) анализе финансово-хозяйственной деятельности по природопользованию, обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности;
4) консультировании по оценке экологических рисков и управлению
ими;
5) разработке и анализе инвестиционных проектов, составлении бизнес-планов;
|
|
6) проведении маркетинговых работ;
4) разработке системы экологического менеджмента в соответствии с действующими требованиями и стандартами;
5) сертификации по экологическим требованиям;
6) экологической паспортизации;
7) оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (разработка природоохранных разделов проектной документации);
8) оценке экологических рисков и ущербов;
9) разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), в том числе радиоактивных загрязняющих веществ, в окружающую среду, нормативов образования и лимитов размещения отходов, допускаемых уровней воздействия на ОС, обосновании лимитов природопользования.
Внедрение экологического аудита на предприятиях РФ может существенным образом повлиять:
— на повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшение отрицательного воздействия производства на окружающую среду, главном образом за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;
— обоснование необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику отрасли;
— предотвращение локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций;
— улучшение отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, экологической общественностью;
— создание и укрепление благоприятного имиджа предприятий строительного комплекса;
— снижение платежей за потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
проведение в России экологического аудита необходимо в указанных ниже ситуациях:
— смена собственника;
— процедура банкротства предприятия;
— формирование запроса на получение кредита от отечественного или зарубежного (международного) банка или фонда;
— создание совместных предприятий или проведение совместных мероприятий;
— разработка программы уменьшения воздействия промышленного предприятия на окружающую среду;
— подготовка программы вторичного использования отходов;
— предварительная подготовка предприятия для работы в условиях нового, более жесткого, природоохранного законодательства.
Нормативная правовая база экоаудита в России включает федеральные и региональные документы.
Законодательные акты федерального уровня
На уровне закона экологический аудит впервые был закреплен в ст. 27 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которой государственным инспекторам по охране природы, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.
Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» присвоил актам в сфере экологического аудита номер 110.010.100.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 утвердило Федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)». Данная программа предусматривает совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области экологического аудита.
Являющийся базовым Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 1 закрепил определение экологического аудита.
Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации, провозгласившая одним из средств государственной политики в области экологии содействие развитию экологического аудита предприятий.
В настоящее время при проведении экологического аудита
руководствуются федеральным законом от 30 декабря 2008 г.
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил аудиторской деятельности» и отраслевыми руководящими документами (такими, например, как «Рекомендации по проведению экологического аудита в электроэнергетике»).
Стандарты Российской Федерации в области экологического аудита постановление правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 утвердило федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Данные стандарты приняты на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
постановлением Госстандарта РФ от 19 июля 2012 г. № 196-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИсО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» взамен ГОСТ Р 19011-2003.
Таким образом, основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации, проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИсО 19011-2012, представляющий собой перевод международного стандарта ISO 19011-2011.