№ п/п | Группы факторов | Факторы риска |
1 | Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые | 1. Утрата или болезнь одного из родителей. 2. Ссора со сверстниками и др. |
2 | Хронически действующие психотравмирующие ситуации | 1. Семейные конфликты. 2. Школьная неуспеваемость и др. |
3 | Эмоциональная депривация | 1. Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки. 2. Разлука с семьей и др. |
4 | Индивидуально-личностные факторы | 1. Личностные проблемы (отключиться от реальных проблем, одиночество, обретение уверенности в себе, улучшение настроения). 2. Возрастные проблемы (кризовые периоды подросткового и раннего юношеского возраста). 3. Групповая идентификация (желание вести себя как все, средство подружиться). 4. Предрасположенность к риску, склонность к саморазрушению. 5. Трудности реализации интеллектуального потенциала 6. Низкая толерантность к стрессу. 7. Желание быть в центре внимания. 8. Любопытство 9. Психическое здоровье. 10. Скептицизм к профилактическим мерам. 11. Биологическая или генетическая предрасположенность. |
5 | Факторы социальной среды | 1. Социально-экономический статус семьи. 2. Семейная депривация, социальное сиротство. 3. Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков). 4. Снижение моральных устоев в обществе. 5. Возможность получения быстрого дохода. 6. Школьная дезадаптация. 7. Излишняя или недостаточная родительская опека. 8. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами. 9. Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей). 10. Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ. 11. Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ. 12. Отсутствие скоординированной районной профилактической программы злоупотребления ПАВ в образовательной среде. 13. Слабая информированность этой проблемы среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов, приемных родителей). 14. Неприятие обществом. 15. Недостаточность информации о медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. 16. Отсутствие межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, занимающихся проблемами профилактики злоупотребления ПАВ. 17. Отсутствие систематических образовательных курсов по расширению психологической и педагогической компетенции участников образовательного процесса и окружающего социума. |
Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью
1. Протест против норм взрослого поведения.
2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).
3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).
4. Групповое давление и подчинение ему.
5. Самоутверждение в среде сверстников.
6. Символ взрослости, мужества.
7. Подражание лидерам.
8. Любопытство и экспериментирование.
9. Отсутствие учебной занятости.
10. Мода.
11. Расслабление нервной системы (нервного напряжения).
12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).
13. Снятие или снижение душевной и физической боли.
14. Избавление от стресса.
15. Улучшение настроения.
16. Голод
17. Нормализация сна.
Кризисные ситуации
В течение своего незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:
1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.
2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).
3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).
Кризисные ситуации
Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:
- аффективная взрывчатость,
- страхи,
- уходы из дома,
- органически не отягощенное бродяжничество,
- агрессивность,
- аутоагрессивность,
- нарушение дисциплины и поведения,
- расстройства сна,
- психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.
IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В процессе профилактики наркомании и осуществления антинаркотической деятельности важно не перейти грань, отделяющую процесс информирования о существующей опасности потребления наркотических средств и психотропных веществ от повышения интереса к наркотикам.
Профилактика наркомании – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании;
Антинаркотическая пропаганда – пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.