Особенности взаимодействия в паллиативной медицине

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 вопрос

Медицинская деонтология – это сумма этических и правовых норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Нормы:

1. Неприченение пациенту вреда: внимательное отношение к пациенту, выбор способов и средств лечения пропорционально тяжести состояния пациента и готовности справится с медицинским вмешательством в данную минуту.

2. Принцип справедливости: требует равного отношения и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, профессии или иных внешних обстоятельств в рамках всего возможного арсенала данного лечебного учреждения.

3. Принцип правдивости: предполагает сообщение пациенту всей необходимой информации, но в рамках своей компетенции

4. Принцип компетентности: подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту с соблюдением всех норм законодательства в области здравоохранения, а также владение всем арсеналом коммуникативных умений.

5. Принцип приватности: предполагает неразглашение информации частной, личной жизни пациента.

6. Принцип конфиденциальности: предполагает сохранение тайны, которая распространяется на информацию о диагнозе, прогнозе, особенностях лечения.

7. Предоставление пациенту благодеяний: соблюдение в учреждении лечебно – охранительного режима (не выяснять отношения при пациенте, выполнение просьб пациента, право пациента иметь личные вещи, посещение родственниками, возможность иметь определенную палату и т.д.), а также сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и другим персоналом, медсестра должна быть на стороне пациента.

8. Соблюдение принципа «автономии» пациента: требует уважения к личности каждого пациента не зависимо от его статуса, религиозных, культурных и политических убеждений и уважения к его решениям. Этот принцип тесно связан с правом пациента на информированное согласие. В рамках сестринской помощи «информированное согласие» распространяется только на сами сестринские манипуляции, что означает: пациент должен знать, что его ждет, и что сейчас будет происходить, если он проходит эти процедуры впервые. Медсестра в доступной форме должна дать информацию пациенту и снять психоэмоциональное напряжение.

Вопрос 

 Принципы «конфиденциальность» и «приватность» тесно связаны с понятием медицинской тайны. Обязанность хранить тайну о диагнозе, прогнозе и лечении, а также особенностей частной жизни распространяется на всех участников лечебного процесса. Сохранение медицинской тайны, обязанность хранить молчание снимается в трех случаях:

1. С согласия самого пациента. Медсестра должна поставить в известность об этом врача, получить совет и спросить самого пациента.

2. По требованию правоохранительных органов при предъявлении ими официального документа и письменного запроса из прокуратуры.

3.  «По обязательности извещения» - например, о венерическом заболевании или возможности заражения большого количества людей, о психическом расстройстве, скрываемом ото всех.

Нарушения тайны могут быть прямые или косвенные. Прямые связаны с недобросовестностью медработника, нарушением деонтологических норм. Косвенные могут быть связаны с небрежным хранением документации, использованием не по назначению.

 

Вопрос 

Психотерапевтическое общение медработника связано с эффективным выбором модели взаимоотношений медработника с пациентом. Различают в современном здравоохранении 4 основные модели взаимодействия:

1. Руководящая или патерналистская. Общение и взаимоотношения строятся на основе подчинения пациента требованиям медработника. Ответственность за результат медработник полностью берет на себя.

2. Коллегиальная. Взаимоотношения строятся на основе «информированного согласия», планирования и самостоятельного принятия решения пациентом, либо принятия решений законным представителем. Ответственность за результат лечения негласно разделяется между пациентом и медработником, которые могут сотрудничать в процессе лечения.

3. Контрактная. Взаимоотношения строятся на основе письменного договора, который содержит все требования к действиям, права и обязанности сторон. Эта модель работает в условиях платной медицины. Взаимодействия медика и пациента осуществляются на принципах общественного договора.

4. Инженерная. В рамках этой модели пациент воспринимается как безличный механизм. Задача медика - исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме.

 

Вопрос

Выраженность и качество изменения психики пациента и общение с ним зависит от природы заболевания и от типа течения, остроты развития болезни.

Острые заболевания сопровождаются астеническим синдромом.   Астенический синдром проявляется по двум вариантам:

1 тип – гиперстенический вариант: проявляется в поведении крайняя раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, но сочетается все это со слабостью; конфликты возникают из-за неправильной реакции медсестры.

Тактика взаимодействия:

- терпение, ненавязчивость;

- общаться доброжелательно, но твердо по существу вопроса;

- избегать командного тона.

2 тип – гипостенический вариант: общая пассивность, вялость и утомляемость с быстрым истощением психических процессов, конфликты возникают из-за несоблюдения режима лечения.

Тактика взаимодействия:

- внимание;

- говорить коротко, понятно и не долго;

- стимулирование активности.

 

5 вопрос

Хронические заболевания приводят к изменению характера и психопатизации поведения. Различают несколько типов такого поведения:

1 тип – ипохондрический: развивается поведение с фиксацией на соматических проявлениях болезни; постоянно прислушиваются к малейшим болям и другим проявлениям, уходят в болезнь до паники. Конфликты возникают из-за лечения и диагноза.

Тактика взаимодействия:

- точное соблюдение всех временных и манипулятивных требований к назначениям;

- помнить очень болезненно реагируют на любые замечания;

- отвечать на все вопросы, лучше направляя к врачу;

- к жалобам относится терпимо;

- убеждать не обращать внимание на мелочи, так как это может помешать лечению.

2 тип –фобический: сочетание слабости с нарастающей тревогой; преследует тревога по поводу болезни: ее развития, исхода, эффективности лечения. Постоянно высказывают сомнения, становятся назойливыми, конфликты возникают из-за этих требований.

Тактика взаимодействия:

- рассеивание тревог;

- давать возможность высказывать опасения;

- относится к жалобам серьезно;

- следить за своей речью;

- не запугивать;

- при появлении ритуалов, навязчивых мыслей сообщить врачу.

3 тип – истернический: тип ухода в болезнь по принципу желаемости; стремление привлекать к себе внимание. Конфликты возникают из-за невнимания к их персоне.

Тактика взаимодействия:

- корректность;

- устойчивость, нейтральность поведения;

- немногословие;

-сочувствие проявить, но не позволять собой манипулировать;

- сохранять дистанцию;

4 тип – дисфорический: постоянно мрачно-озлобленное настроение, конфликтуют по любому поводу, пишут жалобы, к излечению не стремятся; деспотичны и агрессивны.

Тактика взаимодействия:

- не заражаться настроением пациента;

- не спорить, соглашаться, с чем возможно;

- вести проблемные беседы в присутствии свидетелей;

- ссылаться на авторитеты.

5 тип – гармонический: адекватно относится к своему состоянию, проявляет адекватные реакции и отношение к персоналу, интеллектуально развит.

Тактика взаимодействия:

- корректность,

- доброжелательность, без необходимости делать упор на чем – либо.

 

Вопрос

Особенности взаимодействия в паллиативной медицине.

Стадии приближения к смерти, или стадии реакции пациента на известие о неизлечимой болезни:

1. Психологический шок или отрицание. Длительность стадии зависит от самого человека и его окружения. Эта стадия помогает осознавать информацию постепенно.

2. Озлобление, гнев. Они направлены и на себя, и на того, кто якобы виновен семья, врачи, государство.

3. «Сделка», торг.  Пациент обещает все изменить, быть хорошим, чтобы продлить жизнь. Это попытка договориться со смертью.

4. Депрессия. Когда не удается торг, наступает безнадежность.

5. Принятие смерти. Пациент ждет конца, даже желает уснуть навсегда.

Эти стадии проявляются не у всех пациентов, некоторые задерживаются на 2 или 3, 4.

 Особенности ухода зависят от выбора пациента, принцип «автономии»:

1 стадия – не стараться изменить реакцию на болезнь, предоставить эмоциональную поддержку.

2 стадия – не реагировать на вспышки, сохранять спокойствие.

3 стадия – дать возможность выговориться, не пытаясь его приободрить. Если пациент выразил гнев и раздражение, то он может примириться с мыслью о смерти и стать спокойным.

4 стадия – предоставить возможность делать то, что человек решил.

 

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: