Помощь в первую очередь зависит от стадии горя.
Основной принцип психологической помощи в ситуации горя – помощь в завершении «работы скорби»; стремление не притуплять или приостанавливать тяжелые воспоминания, а дать им реализоваться.
Необходимые моменты оказания психологической помощи:
- побуждение к обсуждению его переживаний;
- не останавливать рыданий;
- ненавязчивая и малозаметная опека;
- частые и короткие беседы;
- длительное наблюдение, учитывая возможность «отсроченных реакций» и возобновления депрессии в значимые дни;
- не противится желанию вернуть умершего в период поиска;
-осторожно противится идентификации с умершим;
- корректировать, осторожно, неадекватное чувство вины, преувеличение значимости имевшихся конфликтов;
- реакция на ожидаемое горе проявляется до наступления утраты и может снизить остроту;
- пациент может отказаться говорить о своих чувствах.
Психологическая помощь в зависимости от стадии горя.
Стадия | Ключевые моменты психологической помощи |
Шок (несколько дней) | Не оставлять одного: вербальное, а больше невербальное общение (ласковые прикосновения, пожатия руки); выражение заботы и внимания. |
Острое горе (2-3 месяца) | При желании и адекватном реагировании – больше расспрашивать об умершем. Обсуждать детали умирания (дать отреагировать!); постепенно и незаметно приучать к повседневной жизни. |
Восстановление (до года) | Наряду с предоставлением возможности «отреагирования», помочь включаться в жизнь и планировать её; выполнять просьбы родных и друзей. Возобновление консультирования в значимые дни. Помощь в восстановлении новой идентичности. |
Психологическая помощь родителям, потерявшим детей:
- у родителей часто проявляется «патологическое горе», поэтому необходима комплексная помощь (психоневролог, психиатр, психолог);
- острый период длится 3 – 4 месяца, а оплакивание всю жизнь, поэтому помощь длительна;
- в трауре родители проявляют гневливость с обвинением медперсонала, поэтому нужно терпение и самоконтроль, корректность и опровержение обвинений аргументировано и спокойно;
-помогать освобождаться от чувства вины;
- повторный визит психиатра или психоневролога через 4 – 6 недель.
8 вопрос
Первая психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях.
В чрезвычайных ситуациях также проявляются реакции в зависимости от стадии горя: 1 – шок
(от нескольких часов до 10 дней); 2 – острая стадия до нескольких недель), 3 – восстановление (около года)
Правила работы с пострадавшими до подъезда специалистов:
- определить вид помощи: психологическая, психиатрическая, другая.
- представиться и уверить в скором оказании помощи.
- рассказать о своей квалификации и опыте.
- не оставлять одного и уверить его в этом.
- осторожно установить доверительный, телесный контакт.
- снять собственное напряжение.
Вопрос
Конфликты в системе: медик – пациент могут быть 3 видов:
Объективные – несправедливое распределение преимуществ, обязанностей, поощрений неудовлетворенность обещанным и направлены на достижение конкретных результатов.
Субъективные – несовпадение ожиданий пациента с реальностью (грубость, нерегулярность процедур, халатность, нарушение санитарных условий, неправильная диагностика)
Нереалистичные – выражение накопившихся эмоций, обид, враждебность, конфликт – самоцель. Связан с предвзятым отношением к учреждению
Конфликты в медицинской деятельности часты и в основном возникают по следующим причинам:
Неудовлетворенность условиями в лечебном учреждении.
Эмоциональные переживания, раздражение.
Конфликтность личности.
Нарушение правил взаимодействия.
Разрешение конфликтов зависит от их причины:
В первом случае конфликт решается устранением причин нарушения ЛОР или других условий.
Во втором случае необходимо сохранять спокойствие и рекомендуются следующие шаги:
- дать возможность выговориться, пока не спадет накал эмоций;
- согласиться с переживаниями пациента «Я согласна, это действительно может раздражать или я понимаю ваше возмущение и беспокойство.»
- при возможности переменить позу, место общения;
- задать вопросы, выяснив ситуацию;
- интонация и поведение нейтральное, не выражающее никаких эмоций;
- помочь в решении проблемы;
В третьем случае вести себя корректно, нейтрально, не заражаясь эмоциями;
- критиковать действия, а не человека;
- чаще обращаться по имени;
- не прикасаться к пациенту во время общения;
- больше слушать, чем говорить;
- выбрать комфортную дистанцию, открытый взгляд.
В четвертом случае извиниться и соблюдать правила общения.
Вопрос
Стратегии поведения в конфликте:
Существует 5 основных стилей или стратегий поведения в конфликте:
Стиль конкуренции или соперничества - Его можно использовать, если результат очень важен и делается большая ставка на свое решение возникшей проблемы: есть достаточная власть и авторитет; нет другого выхода и нечего терять.
Сотрудничество – самый трудный и затратный по времени стиль, но и самый эффективный при разрешении конфликтов. Участник находят решение вместе и становятся партнерами.
Стиль компромисса – стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.
Стиль уклонения - реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или проблема не важна.
Стиль приспособления – стороны действуют совместно, но личность не отстаивает свои интересы, главное – сохранить отношения, нормальную рабочую обстановку.