Программа формирующего эксперимента

Данная часть исследования направлена на разработку и апробирование экспериментальной работы по развитию ….

Мы исходим из того, …

Экспериментальная работа по развитию ….. решает ряд задач:

1. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу …..

2. Проследить динамику и особенности …в результате специально организованных развивающих занятий.

3. Выявить эффективность разработанной программы ….

4. Разработать..

Нами была разработана и апробирована программа, целью которой является..

В соответствии с поставленной целью формируется ряд задач:

1...

2...

Для …. была разработана программа занятий, по которой работали с детьми психолог, …... Программа включает в себя … развивающих занятий, которые реализовывались в течение … месяцев. Занятия проводились … раза в неделю. Продолжительность одного занятия – …. минут.

В основу разработанной развивающей программы были положены принципы …...

Занятия для дошкольников включали в себя:

…..

Также …..

Занятия были организованы ….

…….

По окончании реализации программы формирующего эксперимента в группе ….. проводится контрольный эксперимент.

Результаты формирующего эксперимента

Для оценки эффективности курса развивающих занятий, направленных на …, был проведен контрольный эксперимент. Обследование проводилось по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента.

По методике …. показала следующие результаты:

….

При этом, сравнив полученные данные с результатами первого эксперимента, можно отметить некоторую динамику в развитии …. (рис. …).

………….

    Таким образом, по итогам проведения программы ….отмечается положительная динамика.

 

 

Игра как средство развития коммуникативных умений младших школьников

Введение

Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Вне общения невозможно формирование личности. Изучение вопросов формирования коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень развития данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается необходимость коммуникативного развития младших школьников; предлагается программа развития коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку умения младших школьников общаться определяют успешность обучения, уровень адаптации и комфортное ощущение себя в классном коллективе.

В большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. Также понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются в педагогическом и философском энциклопедическом словарях. В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения».

Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В. С. Мухиной, В. Н. Мясищева, Р.С. Немова и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка; авторы рассматривают структуру коммуникативных умений, выделяют критерии их сформированности.

В работах А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой,
Р.И. Говоровой, Н.В. Клюевой, О.Ф. Кармадоновой, Ю.В. Касаткиной,
Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Р.В. Овчаровой,
Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. в качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников авторы рассматриваются коммуникативные игры, беседы, игровые задания.

Несмотря на наличие исследований по проблеме, возможности развития коммуникативных умений младших школьников рассматриваются, в основном, с точки зрения организации учебной деятельности, и мало затронутыми в этом направлении остаются игровые средства. В связи с этим актуальным становится изучение возможностей игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников для более успешной адаптации их в условиях школьной жизни и жизни общества.

Таким образом, на сегодняшний день в психолого-педагогической науке сложилось противоречие междунеобходимостью изучения игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащенностью данного вопроса в практической деятельности педагога.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования – каковы возможности игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников.

Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования – изучить потенциал игры в развитии коммуникативных умений младших школьников.

Объект исследования – развитие коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования – игра как средство развития коммуникативных умений младших школьников.

Исходя из проблемы, объекта и предмета сформулирована  гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игры будет более эффективным, если:

1. Использовать различные виды игр в процессе развития коммуникативных умений младших школьников.

2. Применять игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных, перцептивных, интерактивных коммуникативных умений.

3. Реализовывать дифференцированный подход при реализации комплекса игр.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить проблему развития коммуникативных умений в трудах отечественных и зарубежных авторов.

2. Рассмотреть особенности коммуникативных умений младших школьников.

3. Проанализировать игру как средство развития коммуникативных умений младших школьников.

3. Изучить уровень развития коммуникативных умений младших школьников.

4. Разработать и реализовать комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников, проследить динамику результатов по итогам применения комплекса игр.

Методологическими основами исследования явились  важнейшие общенаучные принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип качественного своеобразия развития каждого ребенка как субъекта учебного труда, принцип личностного подхода.

Теоретической и методологической основой исследования является изучение литературы, связанной с философскими аспектами проблемы (труды И.А. Ильясова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Соковнина и др.), с психолого-педагогическими аспектами (работы А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, А.Б. Добровича, И.А. Зимней, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева,
X.Й. Лийметса, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е. Мелибруды, А. В. Мудрика, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В.В. Усова, Н.И. Шевандрина, П. М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.), с исследованием роли коммуникативных умений в формировании личности (работы Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Бескоровайной, Г.В. Бороздиной, Л.С. Выготского, К.П. Зайцевой, Л.В. Занкова, В.А. Кан-Калика,
С.В. Конченко, Л.В. Кузнецовой, М.И. Лисиной, П.А. Лунева, В.С. Мухиной, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, О.В. Перекатьевой, В.А. Соснина и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование; методы количественной и качественной обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБОУ Вознесенская СОШ р.п. Вознесенское Нижегородской области. Объектом исследования стали младшие школьники 1 «А» и «Б» классов в количестве 20 человек.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что изучена проблема развития коммуникативных умений в трудах отечественных и зарубежных авторов; рассмотрены  особенности развития коммуникативных умений младших школьников; проанализированы возможности игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучен уровень развития коммуникативных умений младших школьников, разработан и реализован комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников, отслежена динамика результатов по итогам реализации комплекса игр. Материал нашей работы может быть использован в практической работе учителей начальных классов, школьных психологов, обсуждаться на методических объединениях представителей данных специальностей, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

 






Выводы по I главе

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников позволил сделать следующие выводы:

1. Проблема развития коммуникативных умений младших школьников в психолого-педагогической литературе анализируется через определение термина «коммуникация», классификацию видов общения. В частности, ученые выделяют интерактивное, перцептивное и коммуникативное, с делением коммуникативного поведения на межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, деловое и личное, с определением вербальных и невербальных коммуникативных умений.

2. Младший школьный возраст является сенситивным для развития коммуникативных умений младших школьников. В этом возрасте у детей принято выделять четыре формы общения: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативная и внеситуацитивно-личностная, которые играют важную роль в формировании тех или иных коммуникативных умений младших школьников. В младшем школьном возрасте у детей важным считается формирование таких коммуникативных уменияй как умение слушать, умение излагать свои мысли, умение вести себя согласно ситуации. При наличии трудностей в развитии указанных коммуникативных умений младших школьников, необходимо применять определенные средства их развития, соответствующие данному возрасту.

3. Игра представляет собой актуальный вид деятельности для младших школьников и может выступать средством развития коммуникативных умений младших школьников. На сегодняшний день в педагогике предложены различные классификации игр, в зависимости от основания для их разграничения. Важное место среди них занимают игры, направленные на развитие коммуникативных умений младших школьников, к которым относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические, игры-драматизации, коллективные игры детей.

Выводы по II главе

На основании теоретического изучения проблемы развития коммуникативных умений младших школьников в психолого-педагогической литературе нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Основной его целью явилась проверка выдвинутой ранее гипотезы.

Критериями эффективности развития коммуникативных умений младших школьников являются информационно-коммуникативные, интерактивные и перцептивные умения.

Результаты методики «Интервью» А.Н. Давидчук показали, что на низком уровне развития коммуникативных умений (оценка информационно-коммуникативного критерия) находятся 7 детей (35 %), на среднем – 9 детей (45 %) и на высоком уровне - 4 ребенка (20 %).

Результаты методики «Необитаемый остров» Р.Р. Калининой показали, что на низком уровне развития коммуникативных умений (оценка информационно-коммуникативного критерия) находятся 7 детей (35 %), на среднем – 9 детей (45 %) и на высоком уровне - 4 ребенка (20 %).

В ходе применения методики «Зеркало настроений» С.Е. Анфисовой было выявлено, что на низком уровне развития коммуникативных умений по (оценка перцептивного критерия) находятся 8 детей (40 %), на среднем уровне – 8 испытуемых (40 %), на высоком уровне – 4 детей (20 %).

Результаты методики «Рукавички» Г.А. Цукерман показали, что на низком уровне развития коммуникативных умений по интерактивному критерию находятся 9 детей (45 %), на среднем – 8 детей (40 %) и на высоком уровне - 3 респондента (15 %).

По результатам применения методики «Левая и правая стороны»
Ж. Пиаже было установлено, что на низком уровне развития коммуникативных умений по интерактивному критерию находятся 8 детей (40 %), на среднем – 8 детей (40 %) и на высоком уровне - 4 младших школьников (20 %).

Результаты констатирующего этапа показывают, что развитие коммуникативных умений младших школьников находится на низком уровне: необходима специальная, целенаправленная работа в этом направлении.

Поле первичной диагностики нами был разработан и реализован комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников, в который входили бессюжетные, сюжетные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игра-драматизация, игры на развитие коммуникативных умений младших школьников.

С целью развития информационно-коммуникативных умений младших школьников нами применялись такие игры, как «Скажи по-другому», «Лови-назови», «Сделай подарок». С целью развития перцептивных коммуникативных умений младших школьников нами использовались игры «Говорящая картина», «Азбука настроения» «Угадай чувства». Для развития интерактивных коммуникативных умений младших школьников мы применяли игры «Чай-чай, выручай», «Салки», «Магазин», «Сказочный город» и др.

При реализации комплекса игр мы опирались на дифференцированный подход. Младшим школьникам, обладающим высоким уровнем развития коммуникативных умений мы предлагали более сложные роли, просили их первыми показать задания в ходе игр. Младшим школьникам со средним уровнем развития коммуникативных умений мы стремились создать ситуации в процессе игровой деятельности, которые бы стимулировали к общению и взаимодействию со сверстниками. Младшим школьникам с низким уровнем развития коммуникативных умений мы помогали в ходе игр, проводя беседы о персонажах, которых нужно показать в предстоящей игре, их действия, применяли с ними психогимнастические упражнения.

После реализации комплекса игр, нами было проведено повторное исследование уровня развития коммуникативных умений младших школьников, которое показало следующие результаты.

По методике «Интервью» А. Н. Давидчук число детей с низким уровнем развития коммуникативных умений (оценка информационно-коммуникативного критерия) снизилось на 5 % (было 35 %, стало 30 %), а со средним уровнем возросло на 5 % (было – 45 %, стало 50 %).

По методике «Необитаемый остров» Р.Р. Калининой число детей с низким уровнем развития коммуникативных умений (оценка информационно-коммуникативного критерия) снизилось на 5 % (было 35 %, стало 30 %), а со средним уровнем возросло на 5 % (было – 45 %, стало 50%).

По методике «Зеркало настроений» С.Е. Анфисоврй число детей с низким уровнем развития коммуникативных умений (оценка перцептивного критерия) снизилось на 5 % (было 40 %, стало 35 %), со средним уровнем возросло на 5 % (было – 40 %, стало 45 %).

По методике «Рукавички» Г.А. Цукерман число детей с низким уровнем коммуникативных умений (оценка интерактивного критерия) снизилось на 5 % (было 45 %, стало 40 %), а со средним уровнем возросло на 5 % (было – 40 %, стало 45 %).

По методике «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже число детей с низким уровнем коммуникативных умений (оценка интерактивного критерия) снизилось на 5 % (было 40 %, стало 35 %), а со средним уровнем возросло на 5 % (было – 40 %, стало 45 %).

Таким образом, диагностика уровня развития коммуникативных умений младших школьников после проведения опытно-экспериментальной работы по выделенным критериям показала, что комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников является необходимым и достаточным для развития коммуникативных умений младших школьников. Следовательно, опытно-экспериментальная работа показала, что развитие коммуникативных умений протекает более успешно при реализации разработанного комплекса игр, направленного на развитие коммуникативных умений младших школьников. Наша гипотеза нашла свое подтверждение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: