Термин «социальный педагог»

Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Однако и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в.

Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая дидактика», в котором был определен предмет исследования этой науки. Вместо с тем история педагогики уходит своими корнями в глубокую древность, потому что, не будучи самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся исследованием проблем роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии в нравственном становлении личности и т.п.

В этом смысле социальная педагогика - не моложе самой педагогики, поскольку она всегда присутствовала в педагогике как ее неотъемлемая составляющая, развивалась в ее русле и вместе с ней. Поэтому не случайно ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находит ее историки и предпосылки в произведениях великих мыслителей философии, в трактах классиков педагогики всех времен и народов.

Если рассматривать социальную педагогику таким образом, то в ее развитии можно выделить ряд периодов.

Из истории развития социальной педагогики за рубежом.

 I период с древнейших времен до XVIIв. Связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально- педагогической мысли.

2 период – XVIII – XIX вв. – характеризуются развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

3 период с начала XXв. – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки. (А. Дистервег, П. Наторп, Г.Ноль

4 период окончание 20 века и по настоящее время в условиях глобализации и интеграции мирового пространства.

 

Особенности развития социальной педагогики в России.

1).Досоветский период Предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания в трудах классиков педагогики К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.

2).Советский период 1917 - 30 г.г ХХ в.Деятельность А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского,  направленная на помощь «выбитым из колеи детям». Тенденция решения социальных проблем детей и нарастание проблемного социального периода перестроечного процесса.

Постсоветский период 1990 г. Развитие теории и практики социальной педагогики по разным направлениям, отдельно друг от друга. Введение социальной педагогики в программу высшей школы для подготовки социальных работников.

-Современный этап.  Развитие отечественной теории социальной педагогики и практики. Изучение и применение зарубежного опыта социальной педагогики.

 

Термин «социальный педагог»

является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности.

Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего.

Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» - «человеческое существо до достижения 18 - летнего возраста»), его развитие и социальное становление.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка.

 В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Отличие:

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

Специфика учреждения, в которых работает социальный педагог:

школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.

  Особенности социума, в котором проживает ребенок:

городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др..

С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

 Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они находятся в стадии развития.

 Существенное отличие:

Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его совершенствования, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

 Социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими документами: ФЗ «Об образовании» от 30.12.2015г. № 273; ФЗ «О социальном обслуживании граждан в РФ» от 28.12.2013 №442. В нормативных документах,  касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста.

 При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.).

Описание профессиональной деятельности социального педагога

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности.

                 Структура деятельности социального педагога

 как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов. Субъекта (того, кто осуществляет деятельность), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функция (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.

Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания.

А также  большое количество детей, имеющие физические, психические и интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом - ДЦП, умственно отсталые и др.), все эти дети требуют особой заботы общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: