Понаблюдайте за гиперактивным ребенком на уроке, во время перемены. Подробно опишите его поведение. Проанализируйте действия педагога в отношении этого ученика

Ответы на вопросы по теме: «Трудные дети в младшем школьном возрасте»

Выполнила студентка группы ПНК-20

Миниахметова Регина

Каким детям может быть трудно учиться в школе и почему?

1. ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ

В чем проблема? Они очень робкие, остро ощущают собственные недостатки, особенно мнимые, а свои положительные качества, наоборот, не замечают и не ценят. Боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое. Им кажется, что они постоянно не соответствуют чьим-то ожиданиям – не так одеты, не так ведут себя и т.д. Нередко колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще. Как следствие – нереализованные возможности, еще большая неудовлетворенность собой и «выключенность» из общественной жизни.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

В чем проблема? Они боятся всего, что связано со школой. Боятся контрольных работ, отвечать у доски, ошибиться, получить двойку. При этом очень старательны и слишком ответственны, склонны к чувству вины. Из-за постоянного напряжения тревожные дети быстро устают, им сложно переключаться. Часто к повышенной тревожности склонны 6-летние дети в первых классах. Они могут плакать из-за пустяков, слишком эмоционально реагировать на замечания учителя. Эта (ее еще называют – возрастная) тревожность со временем проходит. Другое дело, если тревожность у ребенка проявляется в средней и старшей школе. В этом случае нужно обязательно обратиться к психологу.

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

В чем проблема? Они мешают другим детям на занятиях и в играх: делают мелкие пакости, провоцируют драчливых, пугают нервных и изводят слабых одноклассников – вплоть до организации травли. Надоедают другим, пристают, навязываются, прячут или портят чужие вещи. Любопытно, что агрессия редко принимает форму физического нападения. Если это мальчик, то дерется он часто «как девчонка»: кусается, плюется, царапается – словом, стремится не столько ударить, сколько оскорбить и обезобразить. Главная цель такого ребенка – манипуляция другими. Естественно, что одноклассники его не любят, но связываться с ним – себе дороже, поэтому он обретает в классе статус «злого гения»-одиночки.

ДЕТИ С СДВГ

В чем проблема? В детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности все спонтанно: в запале они могут ударить, а через минуту и не вспомнят – за что. Но, в отличие от агрессивных, злых умыслов они не вынашивают. Ребенок с СДВГ не плохой и не подлый – он просто не умеет контролировать свои импульсы, ведь тормозные механизмы нервной системы – его слабое место. Гиперактивные дети беспокойны, импульсивны, чрезвычайно подвижны, не стараются, не слушают, всех отвлекают. И достается им ото всех: дети не любят их за драчливость и непостоянство, а учителя – за полную неприспособленность к учебному процессу.

ЛЕВШИ

В чем проблема? Если у правшей доминирующим является левое полушарие, то у левшей распределение основных функций между полушариями более сложное. Отсюда – определенные особенности познавательной деятельности. Они чаще, чем правши, встречаются с трудностями при обучении письму, чтению и счету – всех тех навыков, в основе которых лежит зрительно-пространственное восприятие. Путают похожие геометрические фигуры (круг-овал, ромб-прямоугольник), зеркально пишут буквы. Им труднее запоминать сложные конфигурации букв, а потому они медленно читают, допускают ошибки при переписывании

 

Понаблюдайте за гиперактивным ребенком на уроке, во время перемены. Подробно опишите его поведение. Проанализируйте действия педагога в отношении этого ученика.

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания». Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут вы-глядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений. Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.).

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Действия педагога:

- работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

- во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы.

- предоставлять ребенку возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднения;

- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

- научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем;

- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

- во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: