Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?

Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

В этот период для ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительная статическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическими чертами леворукого ребенка: повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе, трудностями осуществления зрительно-моторных координаций, нарушениями пространственного восприятия. Среди леворуких детей достаточно часто распространены "школьные страхи" перед неудачами в школе, порицанием со стороны родителей, учителей, перед письменными работами; часты невротические тики, невротический энурез. Последствия таких состояний серьезно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка.

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.

Ученые британского Бристольского университета провели исследование, согласно которому дети-левши менее развиты и хуже учатся, чем их сверстники правши.

Исследователи установили, что дети-левши в массе своей менее развиты, чем их сверстники с более развитой правой рукой, причем это не зависит от возраста. Леворукие девочки, как правило, менее развиты и хуже успевают в школе, чем их сверстники мальчики. Что же касается детей, свободно владеющих обеими руками, то здесь и мальчики, и девочки практически менее развиты, чем правши, причем эта недоразвитость заметна уже в раннем возрасте и не исчезает по достижении 14 лет. Ученые предполагают, что сравнительная отсталость этой категория детей объясняется меньшим вниманием со стороны родителей и меньшими стимулами в процессе развития. Не исключено, считают британские исследователи, что на этот разрыв в развитии и на уровень успеваемости повлияли, помимо леворукости, и другие факторы — экономическое положение семьи, образованность родителей и даже вес ребенка при рождении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: