Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: заводная игрушка, ключик.
Проведение обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нес висит так высоко, что ребенок, стоя полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл — не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи
действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной
практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности
(прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;
3 балла — принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой
выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для
достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу
решает методом проб;
4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает
задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки;
ЗАДАНИЕ 6 Счет.
Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений,
Оборудование: 15 плоских палочек.
Проведение обследования: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять одну, а затем — много. Обучение проводится по подражанию;
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной палочки по слову, по подражанию; умение выполнять счетные операции по представлению.
Оценка в баллах:
1балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2балла — задание принимает, но нет представлений о количестве;
3 балла -— задание принимает, есть элементарное представление о количестве,
дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет
счетных операций по представлению;
4 балла — задание принимает, есть представление о качестве; выполняет счетные
операции по представлению.
ЗАДАНИЕ 7 Конструирование.
Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из четырех элементов по образцу, обучаемость.
Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
2балла — принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения
пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;
3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не
может, но после показа может перейти самостоятельное выполнение задачи;
4 балла — принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.
ЗАДАНИЕ 8 Рисование (дом, дерево, человек).
Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.
Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.
Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.
Оценка в баллах:
1 балл — действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по
назначению;
2 балла — принимает задание, использует фломастер по значению, рисование на
уровне черкания;
3 балла — принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному
рисунку;
4 балла - принимает задание, имеются предметные рисунки.
ЗАДАНИЕ 9 Игра.
Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо.
Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, а тем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу, и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.
Оценка действий ребенка; отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах:
1 балл - не включается в игру со взрослыми;
2 балла - включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет
процессуальные действия с игрушками;
3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с
игрушками;
4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.