Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).
Оборудование: цветные кубики пяти цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).
Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый.
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл —задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла -— принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может
выделить цвет по слову-названию;
3 балла — принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову
два-три цвета, но не называет;
4 балла —- принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все
или почти все предложенные цвета.
Методики психолого-педагогического обследования детей 5 -го года жизни
№ | Задание |
1 | Разборка и складывание матрешки: Пятисоставной |
2 | Разборка и складывание пирамидки: Из шести колец |
3 | Коробка форм ("почтовый ящик"): Из пяти форм |
4 | Разрезная картинка из четырех частей |
5 | Достань ключик: Практическая задача На картинке |
6 | Счет |
7 | Конструирование: Из пяти элементов |
8 | Рисование (дом, дерево, человек) |
9 | Игра |
10 | Цветные кубики: Семь цветов |
Необходимое оборудование
Матрешка, пирамидка, почтовый ящик, фигуры, заводная игрушка, ключ, бумага, фломастеры, карандаш, кубики, палочки, разрезные картинки.
ЗАДАНИЕ 1 Разборка и складывание матрешки.
Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.
Оборудование: пятиместная матрешка.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку пятиместную матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делаег: "Сначала беру маленькую матрешку и ишу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т.д.". Взрослый показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. Оценка в баллах:
1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. учитывает величину, в
процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не
выполняет;
3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в
условиях обучения действует адекватно после обучения переходит к выполнению задания,
пользуясь целенаправленными пробами;
4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь
целенаправленными пробами.