Факторы, формирующие здоровье человека

 

Задание 1.Творческое задание. § 21

 

1. Заполните таблицу «Калорийность продуктов», используя данные учебника и других источников информации, и подсчитайте калорий ность вашего меню.

Группы пищевых продуктов

Продукты данной группы

 

с учётом калорийности

 
   

Продукты очень высокой

калорийности

 

Продукты большой кало

рийности

 

Продукты умеренной ка

лорийности

 

Продукты малой калорий

ности

 

Продукты очень малой ка

лорийности


 

 

43


2. Составьте своё недельное меню и заполните таблицу.

 

День

        Количество

Нормальная

 

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

килокало

 

недели

нагрузка

 
       

рий за день

 
             



Поне

Дельник

 

Вторник

 

 

Среда

 

 

Четверг

 

 

Пятница

 

 

Суббота

 

 

Воскре

Сенье

 

Всего

Калорий

За неделю

 

3. Учитывая свои обычные нагрузки, определите, насколько оно соот ветствует научным представлениям о питании подростков, подсчи тайте баланс нагрузки и энергетическую ценность меню и сделайте вывод о рациональности вашего питания.


 

 

44


Задание 2.Проведите анализ. § 22–23

Проанализируйте 3 группы продуктов (группы берутся произвольно)

 

с точки зрения их полезных и вредных свойств. По результатам анализа составь таблицу.

 

      Рекомендуемая  
Группы

Полезные свойства

Вредные свойства

периодичность  

продуктов

употребления

 
     
      в пищу  
         
         
         
         

 

Задание 3. Заполните таблицу.

 

Прочитайте § 22 и составьте на его основе таблицу «Организм челове ка и его питание».

 

Пищевые Роль в «строительстве» В каких продуктах Рекомендации
вещества организма питания содержатся по употреблению
       
Белки      
       
Жиры      
       
Углеводы      
       
Витамины      
       
Минеральные      
вещества      
       

 


 

45


Задание 4. Творческое задание.

 

Внимательно изучите упаковку любого прохладительного напитка (кроме минеральной воды) и определите, входят ли в него вещества, яв ляющиеся ксенобиотиками, а если входят, то какие. По окончании рабо ты заполните бланк:

 

Наименование напитка

Фирмаоизводитель

 

Содержащиеся вредные вещества

 

Насколько пригоден к употреблению (безопасен, опасен, весьма опасен)

 

Дата проверки

Подпись эксперта   (   )
     

Фамилия, имя

 

Задание 5. Дайте определение терминам и понятиям.

Консерванты

 

Эмульгаторы

 

 

Нитраты

 

 

Спреды

 

 

Нутриент

 

 

Умами


 

 

46


Задание 6. Ситуационная задача.

 

Твои родители уехали на 4 дня, и ты остался дома один. Перед отъез дом мама приготовила обед: суп, картофельный соус, котлеты, а вот за втраки и ужины готовить не стала — мол, уже взрослый, приготовишь сам. Родители оставили тебе деньги для «похода в соседний гастроном».

Перед тобой стоит следующая задача:

 

1. Составить на 4 дня меню завтраков, обедов и ужинов (возможен полдник), учитывая уже приготовленные продукты;

 

2. Приобрести только доброкачественные продукты;

 

3. Обеспечить сбалансированное питание на время отсутствия родителей;

 

4. Избежать отравления или иных проблем со своим желудочноки шечным трактом.

 

 

Задание 7. Заполните таблицу «Функции одежды»,

§ 24
используя материал учебника § 24.    
     
Функции одежды Содержание функций  

 

1. Защита от неблагоприят ных факторов внешней среды

2.

 

3.

 

4.

 

5.


 

 

47


Задание 8. Ситуационная задача.

 

Вы собираетесь с друзьями на лыжную прогулку в лес рядом с летним дачным домиком приятеля. Дни стоят морозные, днём столбик термо метра не поднимается выше –12 — (–15) °С. Тебе необходимо подобрать костюм для лыжной прогулки. Учти, что от электрички до лыжни при дётся идти пешком примерно 2 км. Дача у приятеля не отапливается.

1. Какую конкретно одежду и обувь ты возьмёшь с собой на прогулку?

2. Каким требованиям она должна отвечать?

3. Перечисли свойства одежды, которыми она должна обладать.

 

 









Задание 9.

 

Составьте костюм для прогулки по городу в вечернее время. Лишние предметы вычеркнете, опасные (провоцирующие) обведите красным. От вет обоснуйте (устно).

 

Джинсы, футболка с яркой «фанатской» символикой, футболка с не броской символикой, очень модная дорогая куртка, тапочки«сланцы», кросcовки, «реперские» штаны, миниа, открытый короткий топик, золотые серьги, цепочки, кулон, браслеты, кольца, дорогие и модные плеер, мобильный телефон, сумка на длинном ремне, которая носится на одном плече, небольшой рюкзак.

 

Задание 10. Ответьте на вопросы.

1. Что такое гигиенические свойства одежды?


 

 

48


2. Каково значение пористости одежды?

 

 

3. Что определяет гигроскопичность одежды?

 

 

Задание 11.Заполните таблицу. § 25

 

Перечислите все факторы, которые входят в понятие «польза физи ческой активности», и расшифруйте их значение для организма челове ка. При ответе используйте дополнительные источники информации

 

Факторы понятия «польза

Значение для организма человека

 

физической активности»

 
   
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


 

49


Задание 12. Дайте определения.

 

Раскройте понятия «аэробные» и «анаэробные упражнения». Обяза тельно укажите значение и этиологию этих иностранных слов. Перечис лите пользу и опасность для организма аэробных и анаэробных упраж нений.

1. Аэробные упражнения

2. Анаэробные упражнения

 

Задание 13. Творческое задание.

Мировой рекорд Боба Бимона в прыжках в длину ещё не превысил 9 м.

 

А древние греки прыгали, если верить их записям, на 15—16 м. Правда, техника прыжков у них была другая — с места, да ещё с двумя камнями или гантелями, которые они при прыжке отбрасывали назад. Подумайте и ответьте, могло ли такое быть. При ответе основывайтесь на материа лах из дополнительных источников.


 

 

50


Задание 14. Ответьте на вопросы.

 

1. Каковы правила, обеспечивающие положительное влияние физичес ких упражнений на сердце, лёгкие и сосуды:

 

 

2. Как можно измерить уровень физической нагрузки, которую получа ет человек в ходе физических упражнений?

 

 

Задание 15. Ситуационная задача.

 

Ученик 9 класса Женя, устав сносить насмешки одноклассников по поводу своих «успехов» в физкультуре, лишнего веса и общей неуклю жести, принял волевое решение начать «качаться» и стать к началу 10 класса по крайней мере Гераклом. С вопросом «С чего начать?» он об ратился к своему старшему брату Ивану, который уже прошёл метамор фозу, став Гераклом из «червя в обмороке».

Как вы думаете, что старший брат Иван посоветовал Жене?

 

 

Задание 16. Творческое задание.

 

Проанализируйте свой день, неделю. Сколько времени вы затрачива ете на различные физические нагрузки (включая работу по дому, дорогу в школу и т.д.). перечислите их. Подсчитайте, сколько энергии вы тра


 

51


тите в течение дня (в кДж или ккал). Определите, соизмерима ли эта на грузка с энергией, которую ты получаешь с пищей.

 

Задание 17. Ответьте на вопрос.

Какие наиболее полезны упражнения для развития гибкости:

а) с внешним сопротивлением;

 

б) основанные на выполнении разнообразных движений — сгибаний разгибаний, наклонов и поворотов, вращений и махов;

 

в) связанные с перемещением тела в единоборствах и спортивных играх.

 

§ 26       Задание 18. Найдите соответствие.

Установите соответствие между видами снаряжения и его типами.

Виды снаряжения

Типы снаряжения
1. Куртка А. Личное
2. Котелок Б. Групповое
3. Карта В. Специальное

4. Репшнур

5. Спальный мешок

Запишите в таблицу выбранные буквы.

 

1 2 3 4 5
         
         

 

Задание 19. Выберите правильные ответы.

 

Найдите в списке предметы личного и группового снаряжения, соот ветствующие условиям похода, и обведите цифры, под которыми они указаны.

 

Условия похода: слабопересечённая лесистая местность в централь ной части Европейской России, отсутствие водных преград, начало ок тября, погодные условия, типичные для данного времени года, срок по хода — до 4 суток.

1. Ледоруб

2. Спасательный жилет


 

52


3. Накомарники

4. Ботинки на низком каблуке с рифлёной подошвой

5. Снегоступы

 

6. Аптечка

 

7. Штормовой костюм

8. Шерстяной свитер

9. Комплект специального альпинистского снаряжения

10. Топор (туристское мачете)

 

Задание 20. Ситуационная задача.

 

Вы собираетесь в туристический поход. Поход состоится в летнее вре мя на 3уток, местность равнинная, маршрут пролегает по берегу боль шого озера и впадающей в него реки. Групповое и специальное снаряже ние подобрано инструктором и переносится, как и необходимый запас продуктов, взрослыми участниками похода. Ваши родственники собра ли для вас необходимые с их точки зрения вещи. Ваша задача состоит в том, чтобы из перечисленного списка выбрать то, что действительно не обходимо, добавить то, что родные забыли, а затем описать последова тельность укладки отобранных вещей в ваш полужёсткий рюкзак.

Список вещей:

1. Спальный мешок

2. Спасательный жилет

3. Три комплекта нательного белья

4. Ботинки на низком каблуке с рифлёной подошвой

5. Термобелье

6. Аптечка автомобильная универсальная

7. Штормовой костюм

8. Куртка утеплённая (анорак)

9. Нож перочинный складной

10. Пиланожовка

12. Тапочки пляжные

13. Комплект портативных раций «вокитоки»

 

14. Носки — три пары хлопчатобумажных, три пары шерстяных, три пары син тетических

 

15. Три банки мясных консервов и три банки сгущённого молока, коробку шоко ладных конфет

 

16. Зонтик

17. Комплект сигнальных патронов


 

 

53


Задание 21. Ответьте на вопросы.

А. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы.

1. Какой тип укрытия представлен на рисунке?

2. Из какого материала его можно изготовить в условиях похода?

 

3. В какой местности и в какое время года его можно использовать?

 

4. При каких условиях использование такого укрытия становится ра

циональным?

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

Б. На человеке, изображённом на рисунке, надет предмет одежды, кото рый можно использовать для оборудования укрытия. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы.

1. Как называется данный предмет одежды?

 

2. Перечислите виды укрытий, которые можно оборудовать при помо щи этого предмета одежды.

1.

 

 

2.


 

 

54


Задание 22. Творческое задание.

 

Внимательно рассмотрите рисунок и опишите технологию строитель ства подобного укрытия в природных условиях. Обратите внимание на то, какой материал для строительства этого укрытия вы будете исполь зовать и где будете его брать. Запрещается при строительстве убежища нарушать требования экологического законодательства и нано сить ущерб окружающей среде!

 

 

Задание 23. Творческое задание.

 

Перечислите три искусственных сооружения, которые удобнее всего использовать при потере ориентировки в условиях естественного природ ного ландшафта. Приведите к качестве примера реальную ситуацию, кото рая произошла с вами, вашими знакомыми или взята вами из литературы, когда использование одного из этих сооружений привело к самостоятель ному, то есть без помощи спасателей, выходу людей в обитаемый район.

 

Задание 24. Ситуационная задача.

 

У вас нет времени, чтобы приобрести необходимые принадлежности для недельного похода по вашему родному краю. Ваш старший брат предложил свою помощь, но попросил написать список необходимых по купок с их параметрами, т.к. он не разбирается в туризме. Составьте не обходимый перечень вещей. Подбирайте их, учитывая личные особен ности, предпочтения и бюджет семьи.


 

55


















ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

 

1. Какой орган проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности России?

А) Правительство РФ

Б) Федеральное Собрание РФ

В) Федеральные органы исполнительной власти Г). Совет Безопасности РФ

2. К угрозам международной региональной безопасности общества от носятся:

А) Угроза столкновения с космическими телами Б) Угроза распространения туберкулёза В) Угроза распространения СПИДа Г) Угроза арабольского конфликта

3. В чём состоят интересы личности согласно концепции национальной безопасности?

4. Почему экономические национальные интересы являются ключе выми?

5. В чём заключаются интересы России в военной сфере?


 

56


6. Какие существуют угрозы физическому здоровью нации?

 

 

7. Может ли школа выполнять задачу защиты конституционного строя? Как?

 

 

1. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликви дации ЧС:

А) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС

 

Б) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей при родной среды

В) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

2. РСЧС создана с целью:

 

А) прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийноспасательных и других неотложных работ

 

Б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС

 

В) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС на территории РФ

 

3. РСЧС состоит из:

А) функциональных и территориальных подсистем Б) областных и районных подсистем В) ведомственных и подведомственных подсистем


 

57


4. Какие пять уровней имеет РСЧС:

 

А) федеральный, межрегиональный, региональный, муниципаль ный, объектовый

 

Б) производственный, поселковый, территориальный, региональ ный, федеральный

В) объектовый, местный, районный, региональный, республиканский

5. Территориальные подсистемы РСЧС создаются:

А) в городах и районах

Б) в субъектах РФ пределах их территорий В) в посёлках и других населённых пунктах Г) на промышленных объектах

6. Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека в результате:

 

А) вдыхания заражённого воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении заражённой пищи и воды

 

Б) попадания на одежду, обувь и головные уборы

В) их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.

7. Бактериологическое оружие — это:

 

А) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биоло гическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйс твенных культур

 

Б) специальное оружие, применяемое для массового поражения сель скохозяйственных животных и источников воды

 

В) оружие массового поражения людей на определенной территории

8. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от:

 

А) отравляющих веществ и высоких температур внешней среды при пожаре

 

Б) отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств В) радиоактивных веществ и бактериальных средств

 

9. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи от ХОВ:

 

А) плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытые хлорви ниловой плёнкой

Б) любая верхняя одежда

В) короткие куртки, пиджаки


 

58


10. Для обеззараживания капельножидких ОВ и некоторых АХОВ, по павших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной за щиты и инструмент, нужно использовать:

А) индивидуальные противорадиационные пакеты Б) индивидуальные перевязочные пакеты В) индивидуальные противохимические пакеты

11. В каких случаях нельзя срывать стопкран и останавливать поезд да же в случае крайней необходимости, например при пожаре:

 

А) на мосту, в тоннели и других местах, где может осложниться эва куация пожаров

Б) когда поезд едет со скорость более 50 км/час

В) в пределах санитарной зоны населённого пункта

 

12. В случае поражения электрическим током, если не произошло оста новка сердца и дыхания, прежде всего необходимо:

А) создать покой пострадавшему и обследовать его

Б) прекратить действие электрического тока на пострадавшего

 

В) принять меры по доставке пострадавшего в медицинское учрежде ние или вызвать «скорую помощь»

 

13. Духовное здоровье зависит от:

А) двигательной активности человека Б) условий жизни человека

В) системы его мышления, отношения к окружающему миру

14. Физическое здоровье зависит от:

 

А) от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повсед невной жизни, умения отдыхать

 

Б) от уровня культуры, воспитания и образования В) от отношения к окружающему миру

 

15. Одной из составляющих здорового образа жизни является:

А) малоподвижный образ жизни

Б) оптимальный уровень двигательной активности В) небольшие и умеренные физические нагрузки

Г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах

16. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека:

 

А) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный об мен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой


 

59


Б) снижает психологические и физические нагрузки

 

В) осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и фи зическим здоровьем

 

17. Причинами переутомления являются:

А) продолжительный сон и продолжительный активный отдых

Б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка В) позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок

18. Для развития выносливости наиболее полезны:

А) ходьба, бег, лыжи, плавание Б) силовые упражнения В) упражнения на растяжку мышц

19. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризу ются:

 

А) нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием ту беркулеза

 

Б) развитием сахарного диабета, увеличением мочевого пузыря В) усилением защитной функции организма при переохлаждении

20. Алкоголизм — это:

А) умеренное потребление спиртных напитков

Б) кратковременное состояние алкогольного опьянения

 

В) заболевание на почве пьянства, в большинстве случаев с неблаго приятным прогнозом

 

21. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психичес кого состояния, — это:

А) пищевое отравление

Б) наркомания и токсикомания В) табакокурение и алкоголизм

22. Три основных признака наркомании и токсикомании — это:

 

А) вкусовая и биологическая зависимость, изменение сексуального влечения

 

Б) зрительная и химическая зависимость, изменение материального положения

 

В) психическая и физиологическая зависимость, изменение чувстви тельности к наркотику


 

60


23. Какое из опасных веществ, содержащихся в сигаретах, вызывает привыкание?

А) Никотин Б) Смола В) Угарный газ

Г) Листья табака

24. Что такое рациональное питание?

А) Питание, распределённое по времени принятия пищи Б) Питание с учётом потребностей организма В) Питание с определённым набором продуктов питания

Г) Питание с определённым соотношением питательных веществ

25. Назовите питательные вещества, имеющие энергетическую ценность?

А) Белки, жиры, углеводы и минеральные соли Б) Вода, белки, жиры и углеводы В) Белки, жиры, углеводы Г) Жиры и углеводы

26. Что такое личная гигиена?

 

А) Перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний Б) Совокупность гигиенических правил, выполнение которых спо

 

собствует сохранению и укреплению здоровья В) Правила ухода за телом, кожей, зубами

 

Г) Выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболе вани

 

27. Что такое закаливание?

 

А) Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем сис тематического их воздействия на организм

 

Б) Длительное пребывание на холоде, с целью привыкания к низким температурам

 

В) Перечень процедур для воздействия на организм холода Г) Купание в зимнее время

 

28. Каковы требования к месту сооружения временного жилища:

 

А) место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды

 

Б) ровная возвышенная продуваемая площадка, возле — источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия В) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод


 

61


29. Как высушить резиновые сапоги в походе:

 

А) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу, но не к открытому огню

 

Б) набить сапоги сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра

В) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги

30. Ориентирование — это:

 

А) определение своего местонахождения относительно сторон гори зонта

 

Б) поиск пищи и воды в условиях вынужденного автономного суще ствования

В) нахождение человека в определённом месте в определённое время

31. В солнечный полдень тень указывает направление на:

А) север Б) юг В) запад Г) восток

32. Как легче и точнее измерить пройденное расстояние:

А) мером

Б) примерно

В) парами шагов

33. Что надо сделать, если при движении по азимуту встретилось озеро:

 

А) переправиться на другую сторону на подручных плавсредствах, не используя ориентиры

 

Б) обойти озеро, предварительно наметив ориентир на другой стороне В) вернуться обратно

 

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                       
Ответ                      
                       
                       
№ задания 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
                       
Ответ                      
                       
                       
№ задания 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
                       
Ответ                      
                       

 


 

62

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: