Простые музыкальные формы

Двухчастная форма

состоит из двух периодов

А В

Простая трехчастная форма

► Состоит из трех частей, 1 и 3 часть схожи, а средняя контрастна.

► Контраст – резкое различие.

А В А

 

ВАРИАЦИИ – муз.форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений

А А1 А2 А3

 

РОНДО – муз.форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется и чередуется с другими эпизодами.

Форма рондо

 

СЮИТА

- муз.форма, состоящая из нескольких контрастных частей – танцев.

Старинная сюита

Аллеманда

серьезная, неторопливая

Куранта

быстрая

Сарабанда

медленная, величественная

Жига

быстрая, веселая

Новые танцы:менуэт, гавот, бурре, ригодон

ФУГА

- многоголосное произведение, построенное по строгим законам.

       Полифония (поли – много, фон-звук) – многоголосие.

       Фуга – бег.

       Фуга строится с помощью приема имитации.

Имитация – повторение мелодии в другом голосе.

Противосложение – мелодия, которая звучит в другом голосе во время исполнения главной темы.

Интермедии – мелодии, которые звучат между проведениями главной темы.

СОНАТА

Состоит из 3-х частей:

1 часть - веселая, жизнерадостная.

В форме сонатного аллегро

2 часть - медленная, широкая, сдержанная

3 часть, финал. Быстрый, стремительный темп


Урок 16

Развитие музыки


    Самые распространенные приемы изменения музыки:

· Приём повтора.

Повторяться могут интонации, мелодия, лад, гармония, ритмический рисунок, части музыкального произведения.

· Приём варьирование.

Видоизменённое повторение мотива фразы, мелодии, целого музыкального произведения.

· Контраст элементов музыкальной речи.

В музыке часто мелодия неожиданно меняет своё мелодическое движение, мажор приходит на смену минору, резко меняется динамика и темп. Всем элементам музыкальной речи присуще контрасты.

 

 


Урок 17


 

 


 


 


Уроки 18-19

Кульминация


Задание:    Попробуйте сочинить кусочек мелодии.

 

Наверняка вы столкнулись с проблемой: куда повести интонацию, чтобы получилось складно и красиво, а не просто набор разных звуков.

К композиторам мелодии часто приходят сами, уже готовые и складные. Но это потому, что композиторы хорошо чувствуют и знают законы музыкального движения. Правда, когда композитор пишет большую симфонию, ему иногда тоже приходится поломать голову, как и вам над этой мелодией.

Чтобы из интонаций получилась музыка, они должны продвигаться. Или, как говорят музыканты, развиваться.

Развитие — это продвижение музыкальных элементов (интонаций) внутри музыкального произведения.  

 

На вопрос, куда идёт музыка, ответить очень легко: она идёт от начала к концу. Но самое главное и интересное происходит в середине. Вот тут-то и вступают в силу музыкальные законы. Эти законы позволяют избрать много разных способов развития музыкального материала.

 

Один из этих законов мы сейчас попробуем открыть.

 









Пример 1.

 

Й. Гайдн, МЕНУЭТ

 

 

Вот мелодия Йозефа Гайдна. Она сделана из изящных «завитушек», которые «прыгают» вниз. Три «завитушки» и «хвостик» образуют половину мелодии, первое предложение. А послушайте, как начинается вторая половина (предложение). Куда прыгнула «завитушка»? Вверх! Да ещё на самый высокий звук! И после этой «горки» движение мелодии идёт уже к концу.

Пример 2.

 

Ф. Шуберт,

НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ

 

 

Плавная мелодия Франца Шуберта словно покачивается на лёгких, спокойных волнах. Одна волна, вторая, третья… Эта третья волна поднимает нас вверх, и тоже к самому высокому звуку. А потом, как и у Гайдна, мелодия вскоре кончается.

 

Пример 3.

Г.Свиридов,

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСЕНКА

 

Мелодия Георгия Васильевича Свиридова устроена совсем по-другому. Её трудно разделить на «волны» или «завитушки». Правда, она чётко делится на две половинки. И во второй половинке, перед концом, опять знакомая «горка».

 

Музыканты называют такие «горки» кульминациями

.

Кульминация — это высшая точка музыкального развития.

 

Почему музыка так притягивает к себе? Почему некоторые музыкальные произведения способны растрогать до слёз? Потому что музыка несёт в себе энергию, которая воздействует на нас. Но композитор должен уметь правильно распределить эту энергию.

Любая энергия, не только электрическая, имеет своё напряжение. Напряжение музыкальной энергии всё время меняется. Высшая точка музыкального развития — кульминация — становится и высшей точкой музыкального напряжения.

Кульминацию можно найти в любом музыкальном произведении. В больших произведениях, таких, как сонаты или симфонии, бывает даже несколько кульминаций, но среди них есть одна самая главная, генеральная кульминация.

Вспомните!

Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль.

        

       Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ:

 

ЗВУК – МОТИВ – ФРАЗА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ПЕРИОД.

 

Мелодия - главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения.

       Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться.

       В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом - устойчивым оборотом.

       Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе.

       Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины - кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу.

 

 

· Песня Е. Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника».

· П.И.Чайковский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: