· АРИЯ
· ПЕСНЯ
· РОМАНС
· ВОКАЛИЗ
· КАНТАТА
АРИЯ
(итал. aria), законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом с оркестром Назначение арии — раскрытие душевных переживаний и устремлений оперного героя.
· Ария Снегурочки из оперы
Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка»
ПЕСНЯ
Песня — один из жанров, форм фольклора. Это поэтическое произведение, созданное для пения.
· Песни бывают: исторические, колыбельные, обрядовые, трудовые, свадебные, лирические, плясовые и т.д.
РОМАНС
(по-испански romance) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Термин романс возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском языке, вскоре вошёл в обиход и в других странах.
· Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»
ВОКАЛИЗ
(франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий), произведение для пения без слов на гласный звук. Вокализы обычно являются этюдами или упражнениями для развития вокальной техники.
|
|
· С. Рахманинов «Вокализ»
КАНТАТА
(итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
· С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»
Урок 25-26
Вокальная музыка
Вспомним мультфильм «Ну, Погоди!», где звучит песня «Расскажи Снегурочка, как дела?». Сколько персонажей участвует в этой песне?
Ответ: ___________
Дуэт – ансамбль для двух исполнителей каждому из которых поручена самостоятельная партия, происходит от - латинского duo-два.
· Вокальный
· Инструментальный
· Смешанный
Трио – это ансамбль из трех исполнителей, каждому из которых поручена самостоятельная партия.
· Вокальный
· Инструментальный
· Смешанный
Квартет – это ансамбль из четырех исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них.
· Вокальный
· Инструментальный
· Смешанный
Басня И.А.Крылова «Квартет»
Задание: Разгадай кроссворд
(закрепление)
П о г о р и з о н т а л и:
1. Большой и певческий коллектив.
2. Ансамбль из трех исполнителей.
3. Ансамбль из четырех исполнителей.
4. Название, образованное от слов «много» и «звук» (многоголосное произведение).
П о в е р т и к а л и:
1. Композитор, автор многих многоголосных произведений.
2. Вокалист, исполняющий самостоятельную партию.
3. Автор басни «Квартет».
Уроки 27-28
Программная музыка
Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Программой может служить:
1. Название
(«Дед мороз», «Избушка на курьих ножках» «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский)
|
|
2. Литературное предисловие
(П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года». Февраль
«Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир» П. Вяземский.
3. Картины природы
(М. Глинка «Песня жаворонка»,
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»)
4. Изобразительное искусство
(рисунки, скульптуры)
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» - фортепианный цикл, созданный под впечатлением от выставки работ художника В. Гартмана.
С помощью каких приемов можно добиться изобразительности в музыке?
1. Подражание голосам птиц, природы -
С помощью – лада, интервалов, трелей и др.
2. Движение людей, птиц, животных, транспорта
С помощью темпа, ритма, штрихов
3. Изображения пространства
С помощью исполнения произведения в разных регистрах, используя тембры разных музыкальных инструментов
| |
П.И.Чайковский | |
| |
М.И.Глинка | |
М.Мусоргский | В.Гартман |
| |
А.К. Лядов |
Урок 29
Создание комических образов
Сегодня у нас на уроке редкий гость – «Веселый старичок»! Его придумал поэт Д.Хармс.
Давайте с ним познакомимся!
Синьор Скерцо! Только он может так хохотать! Вот и вы все улыбаетесь! А раз так, у синьора Скерцо появилось много новых друзей. Ведь не зря в песне поется:
С голубого ручейка
Начинается река.
Ну а дружба начинается
С улыбки!
слова М.Пляцковского,
мызыка В.Шаинского,
из мультфильма "Крошка Енот
Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и юмор.
Юмор в музыке может быть связан с шуточным текстом – в песне, опере, но им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ БОЛЬШИХ КОМПОЗИТОРОВ
Существует множество приёмов музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта:
· специально введённые в музыкальную ткань фальшивые ноты;
· неоправданное паузирование;
· неуместное усиление или затухание звучности;
· включение в музыкальную ткань резко контрастирующего несовместимого с основным материала;
· подражание легко узнаваемым звукам;
· шумовые эффекты и многое другое.
Музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических, если учесть, что понятие «юмор» в широком смысле – это всё, что вызывает весёлое расположение духа.
· «Маленькая ночная серенада» В.Моцарта.
· И.С,Бах Шутка
· А.Корелли Шутка
· Р.Кабалевский Шутка
· Ф.Щедрин Юмореска
· П.И.Чайковский Юмореска
Уроки 30-31
Создание комических образов
ВСЕ ЖАНРЫ ЮМОРУ ПОКОРНЫ
· комическая опера (опера-буффа),
· комический балет,
· «Юмореска»,
· «Бурлеска»,
· «Шутка»,
· «Скерцо»
ЗАПОМНИ!_______________________
Скерцо в переводе с итальянского языка «шутка»!.
___________________________________
Задание: П ослушай музыкальные произведения и напиши, какие смешные истории они «рассказывают»:
· В.А.Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро»__________________________________________________________________________________
· С.С.Прокофьев «Пятнашки»_______________________________________________________________________________
· Л.Бетховен Первая симфония, 3 часть скерцо___________________________________________________________________________________
· М.И.Глинка «Камаринская» _________________________________________________________________________________________
· М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» ______________________________________________________
Юмор в классической музыке русских композиторов встречается довольно часто.
Для комедийных героев в оперной классике существуют характерные приемы музыкальной выразительности:
· речитатив secco («сухой»);
· комическая скороговорка;
· простота мелодического рисунка;
· многократные повторения мелодических и гармонических оборотов.
|
|
Все эти черты содержит великолепное Рондо Фарлафа, написанное для буффонного баса (опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»).
Остроумие, жизнерадостность, оптимизм, ироничность, свойственна музыке С.С.Прокофьева.
В его комической опере «Любовь к трём апельсинам», кажется, сосредоточены все существующие виды юмора от безобидной шутки до иронии, гротеска и сарказма.
Печального принца ничто не может обрадовать, пока он не найдет три апельсина. От героя требуется для этого мужество и воля.
После многочисленных забавных приключений, происшедших с Принцем, возмужавший герой находит в одном из апельсинов Принцессу Нинетту, спасает её от злых чар. Триумфальный ликующий финал завершает оперу.
Урок 32
Музыкальная шутка
Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана.
Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10
Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.
Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально-общественным деятелем.
Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.
В феврале 1886 года во время отдыха в Австрии композитор Шарль Камиль Сен-Санс написал инструментальную сюиту «Карнавал животных»