Важную роль играет живость изложения, то есть выразительность, отсутствие шаблонов. Оправданное использование изобразительно-выразительных средств языка, оживление речи удачно подобранными метафорами, сравнения и т. д. усиливает доходчивость материала, облегчает его усвояемость слушателями. Не надо при этом впадать в крайность, гнаться за внешними красивыми фразами, прибегать к ложным красотам слога.
Важно сохранить чистоту речи, не засорять её словами ограниченного использования, избегать с сложносокращенных слов.
Нельзя не обратить внимания на такую сторону речи, как ее уместность, то есть соответствие целям и задачам публичного выступления, учет особенностей аудитории.
Важное условие действительности выступления – правильность речи. Необходимо соблюдать нормы литературного произношения и ударения. Речь оратора должна быть безукоризненной в произносительном, орфоэпическом отношении.
Чем совершеннее, точнее слово, тем сильнее оно действует на слушателей. А для этого, выступающий должен овладеть культурой речи.
|
|
При публичном выступлении важно помнить о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве («универсальная восьмерка»). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Так же нужно помнить об «эффекте мортиры» – субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору.
Важное значение имеет и тембр голоса
Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросс пауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это, надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо «дожимать» на протяжении всей дискуссии.
При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.
Важен и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.
|
|
У нас лишь четыре метода контактов с людьми: о нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в Вашу компанию. Поэтому, для любого человека важно чтение «Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и незаметно ваша манера речи будет в какой-то мере отражать манеру и славу ваших компаньонов» (Дейл Карнеги). Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом «красивый» все, что ласкает ваш глаз. Имейте мужество быть своеобразным.
«Культура речи» – владение нормали устного письменного и литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. «Культура речи» включает две ступени освоения литературного языка:
1. Понятие правильности речи – соблюдение норм современного русского литературного языка, воспринимаемых говорящим в качестве образца. Например: одел пальто (вместо надел пальто), сколько время (вместо сколько времени).
2. Речевое мастерство –этоне только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении.