Часть 2. Методическое обоснование

Опираясь на изложенные выше теоретические положения и ориентируясь на важность и необходимость формирования у будущих вожатых мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии, он-лайн обучение в «Школе вожатых» нами было построено следующим образом:

1. С целью более глубокого и осмысленного формирования у будущих вожатых собственного, индивидуального ИМИДЖА, им было предложено поучаствовать в анкетировании, направленном на выявление их понимания и представлений об имидже вожатого:

АНКЕТА №1. Представления об имидже и имидже вожатого у студентов

АНКЕТА №2. «Определение доминирующих имиджформирующих характеристик вожатого»

2. Так как в процессе формирования имиджа важное значение имеет представление об образе объекта имиджа в восприятии другого человека (субъекта) и обобщенного образа в восприятии группы людей (социума), мы предложили студентам поучаствовать в упрощенной форме нарративного интервью: написать эссе-сочинение на тему «Мой идеальный напарник». Лучшие сочинения показаны во вложении к статье.

Нарративное интервью (англ. и фр. narrative — повествовательный) — метод сбора качественных данных, который сводится к анализу рассказов и историй людей. Концепция нарративного интервью восходит к идеям немецкого социолога Фрица Шютце, который считал, что рассказы — это «элементарный институт человеческой коммуникации», а пересказы историй — это базовая форма повседневной коммуникации.

Этапы проведения интервью

Все интервью записываются на диктофон для дальнейшей процедуры транскрибирования записей, после которой появляется стенограмма проведённого интервью. В общем виде этапы нарративного интервью выглядят следующим образом:

1. Формулирование основного запроса со стороны интервьюера. На этом этапе респондента вводят в ситуацию интервью, возникает «нарративный импульс» в виде просьбы поделиться историей на заданную тему.

2. Свободный рассказ респондента. В течение этого этапа интервьюер не должен перебивать рассказчика. Он должен лишь невербально или с использованием междометий поддерживать поток речи говорящего. Сигналом завершения данного этапа служит высказывание самого респондента (например, «Вот и все на этом») или логическая завершённость всего рассказа.

3. Фаза нарративных расспросов. На данном этапе интервьюер вправе задать любые вопросы респонденту, цель которых состоит в прояснении деталей, получении более подробного описания или оценки всего пережитого опыта, влияния его на жизнь человека в целом. На данной стадии сбора информации используются описательные вопросы «широкого круга», целью которых является получение от оппонент более объемного и богатого нарратива. Интервью становится эпизодическим, выявляя не только последовательность действий в отдельно взятом событии, но и интерпретацию всего произошедшего. С другой стороны, могут использоваться вопросы «малого круга», сфокусированные на небольшой единица опыта. В таком случае нарративное интервью приобретает черты полуструктурированного интервью. Завершается этот этап вопросами, имеющими отношение к настоящему времени. Это делается, чтобы «вывести» человека из ситуации интервью, отвлечь его от воспоминаний.

Возможность повлиять на тему рассказа (например, направить её в другое русло) является одним из показателей уровня коммуникативной инициативы. Это понятие используется в лингвистике, подразумевая «ведущую роль в коммуникативной деятельности на определённом этапе диалога». В случае с нарративным интервью инициатива должна принадлежать рассказчику, однако роль интервьюера также остается значимой. В его задачи входит добиться максимальной заинтересованности со стороны респондента.

Источник: Журавлев В. Ф.

Нарративное интервью в биографических исследованиях

// Социология: 4М. 1993. N 3. С. 34 — 43

 

3. На основании того, что структура имиджа складывается из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, а его составляющими являются: внешняя, поведенческая, личностная и профессиональная части., мы с целью комплексного формирования имиджа вожатого используем различные формы и элементы досуговой анимации. В нашем случае студентам было предложено разработать групповой проектконцерта-открытия «Вожатство - это чудо!».

Студентам были даны определенные методические рекомендации по его разработке «Как придумать концерт вожатых?» и алгоритм описания:

Шаг А. Если вы хотите провести качественный ВК, то лучше его прописать и продумать до мельчайших деталей до начала смены. Главная составляющая любого концерта – номера, и из этих номеров необходимо составить полноценную концертную программу. Концертная программа может состоять из номеров ничем не связанных между собой, а может быть объединенный какой-то определённой темой или сюжетом. Но в любом случае, необходимо помнить, что сюжет концерта достаточно условен и не терпит перегрузок. Придумайте определенную сценарную идею или сюжет, который объединил бы все ваши номера и визитки детективных агентств.

Шаг Б. Обратите внимание, что вожатский концерт-открытие направлен на знакомство детей со всем педагогическим/вожатским отрядом.

§ Концертная программа включает в себя 5-6 номеров.

§ Номера должны быть веселыми, зажигательными.

§ Сильный по воздействию пролог и зажигательный финал

§ Номера одного жанра не должны соседствовать друг с другом

§ Завершать концерт должен выигрышный ударный номер

§ Зажигательный конферанс (лучше делать не официальный)

§ Обязательное представление вожатых в конце

§ Интерактивные игры с залом при заминках

§ Оформление сцены согласно тематике концерта/конферанса

§ Сюжет концерта должен быть интересным и динамичным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: