Литература по дисциплине «Технологии обучения». 255

Вергелес Г. И., Денисова А. А.

В31 Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 256 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 978-5-496-01749-7

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое обра­зование». В пособии представлены технологии обучения младших школьников, без овладения которыми выпускник бакалавриата не может стать успешным учи­телем начальной школы. Учебно-методическое пособие адресовано как студентам бакалавриата, готовящим себя к профессиональной деятельности в сфере началь­ного образования, так и учителям начальных классов, всем, кто заинтересован в повышении качества начального образования.

12+ (В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.)

ББК 74.26я7

УДК 373.3 (075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-496-01749-7

 

© ООО Издательство «Питер»,

 2017 © Серия «Учебное пособие», 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

 



Введение..................................................................................... 9

Раздел 1, Дидактика начального образования................... 11

1.1. Предмет дидактики......................................................... 11

Этапы дидактического исследования.............................. 14

1.2. Цели современного начального обучения..................... 16

1.3. Психолого-педагогический анализ процесса обучения 19

1.4. Закономерности и принципы обучения......................... 26

1.5. Содержание обучения..................................................... 31

1.6. Методы обучения............................................................ 37

1.7. Формы организации обучения....................................... 45

1.8. Диагностика образовательной деятельности учащихся 53

Подумайте, поразмышляйте................................................ 57

Раздел 2. Технологии начального обучения....................... 59

2.1. Технологии формирования предметных учебных действий... 59

Технологии обучения....................................................... 59

Умственные и учебные действия........................................... 61

Классификация умственных (учебных) действий.......... 61

Технологии формирования предметных учебных действий.... 63

Подумайте, поразмышляйте................................................ 72

2.2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова............ 73

Цели обучения. Подход Л. В. Занкова к проблеме

соотношения обучения и развития.................................. 73

Особенности содержания образования в дидактической

системе Л. В. Занкова...................................................... 75

Принципы дидактической системы общего развития.... 75

Свойства методической системы.................................... 76

Основные организационные формы................................ 76

Характер взаимодействия учителя и учащихся

в дидактической системе Л. В. Занкова.......................... 77

Оценка продвижения в развитии.................................. …77

УМК системы Л. В. Занкова........................................ …77

Подумайте, поразмышляйте............................................. …78

2.3. Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина-

В. В.Давыдова....................................................................... 79

Цели обучения.................................................................. 79

Принципы развивающего обучения

Д. Б. Эльконина-В. В.Давыдова....................................... 81

Содержание обучения........................................................... 82

Особенности методов и приемов.................................... 82

Особенности урока.......................................................... 83

Характер взаимодействия учителя и учащихся............. 83

Показатели развития........................................................ 84

Критика теории................................................................ 84

УМК системы В. В. Давыдова- Д. Б. Эльконина............ 85

Подумайте, поразмышляйте................................................ 85

2.4. Технология проблемного обучения............................... 86

Сущность проблемного обучения.......................................... 86

Этапы познавательной деятельности

в условиях проблемной ситуации................................... 88

Технология проблемного обучения................................ 90

Педагогическая ценность использования проблемного

обучения.......................................................................... 93

Подумайте, поразмышляйте................................................ 93

2.5. Технология проектного обучения.................................. 95

Актуальность использования технологии проектного

обучения в начальной школе........................................... 95

Виды проектов в обучении.............................................. 96

Этапы проектной деятельности....................................... 97

Значение использования проектной деятельности

в обучении........................................................................ 98

Подумайте, поразмышляйте............................................... 100

2.6. Технология формирования учебной деятельности
младших школьников (Г. И. Вергелес).............................. 102

Учебная деятельность, ее отличительные признаки.... 102

Технология формирования УД..................................... 106

Показатели и уровни сформированное™ УД............... 106

Подумайте, поразмышляйте............................................... 107

2.7. Технологии формирования универсальных

учебных действий школьников........................................... 109

Задачи формирования универсальных учебных действий

на ступени начального образования.............................. 109

Понятие УУД.................................................................. 110

Виды УУД....................................................................... 111

Условия формирования УУД......................................... 114

Критерии сформированное™ УУД............................... 115

Подумайте, поразмышляйте............................................... 115

2.8. Технология формирования общих творческих
способностей младших школьников.................................. 117

Необходимость формирования общих творческих

способностей в процессе обучения............................... 117

Общие и специальные творческие способности........... 118

Психолого-педагогические условия формирования

общих творческих способностей................................... 119

Этапы формирования общих творческих способностей     119

Подумайте, поразмышляйте............................................... 120

2.9. Технология формирования содержательной оценки

у младших школьников (III. А. Амонашвили)................... 122

Недостатки использования отметки в процессе обучения 122

Эталон как образец выполнения задания, его свойства 123

Поэтапное формирование содержательной оценки

у младших школьников.................................................. 123

Подумайте, поразмышляйте............................................... 125

2.10. Информационно-коммуникационные технологии
обучения младших школьников......................................... 126

Основные понятия и задачи использования

информационно-коммуникативных технологий........... 126

Виды ИКТ....................................................................... 127

Возможности использования ИКТ в начальной школе 128

Условия успешности использования ИКТ на уроке..... 130

Подумайте, поразмышляйте............................................... 131

2.11. Технология использования групповых форм

учебной работы................................................................... 132

Актуальность использования технологии

групповой работы........................................................... 132

Особенности организации групповой работы............... 132

Технология использования групповой работы.............. 134

Педагогическая ценность использования

групповой работы........................................................... 135

Подумайте, поразмышляйте............................................... 135

2.12. Игра в обучении младших школьников..................... 137

Необходимость использования игры в обучении

младших школьников..................................................... 137

Сущность дидактической игры, ее функции................. 137

Основания для классификации игр.............................. 138

Деятельность учителя по отбору, руководству

и проведению дидактических игр в начальной школе. 140

Педагогическая ценность использования

дидактической игры в обучении младших школьников    141

Подумайте, поразмышляйте............................................... 141

2.13. Технологии дифференцированного подхода.............. 143

Сущность дифференцированного подхода................ 143

Виды дифференциации.................................................. 143

Технология педагогической поддержки детей,

испытывающих трудности в учении..................................... 145

Подумайте, поразмышляйте...................................... 146

2.14. Здоровьесберегающие технологии в обучении

младших школьников.......................................................... 147

Актуальность разработки и применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших

школьников................................................................. 147

Принципы здоровьесберегающих технологий обучения 148

Особенности урока, реализующего здоровьесберегающие
технологии...................................................................... 149

Подумайте, поразмышляйте............................................... 150

 

Приложения.............................................................................. 151

Приложение 1. А. И. Раев. Управление умственной

деятельностью младшего школьника..................................... 151

Приложение 2. Н. Ф. Талызина. Общая характеристика

типов ориентировочной основы действия.............................. 154

Характеристика основных этапов процесса усвоения........... 155

Приложение 3. А. И. Раев. Принципы и сущность

программированного обучения..................................................... 158

Приложение 4. Фрагмент программированного задания...... 161

Приложение 5. Структура конкретных учебных действий... 162

Приложение 6. Н. В. Нечаева. Л. В. Занков о методической

системе начального обучения................................................. 164

Приложение 7. Д. Б. Эльконин. Психология обучения младшего

школьника................................................................................ 168

Приложение 8. Е. В. Поль. Урок в системе развивающего

обучения.................................................................................. 171

Приложение 9. И. Я. Лернер. Зачем учителю дидактика...... 179

Приложение 10. М. И. Махмутов. Научные основы

проблемного обучения................................................................. 182

Приложение 11. Е. Г. Новолодская. Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных

образовательных технологиях).............................................. 185

Приложение 12. Т. В. Смолеусова. Проекты по математике

как методическая инновация................................................... 188

Приложение 13. Г. И. Вергелес. Этапы формирования

учебной деятельности............................................................. 192

Приложение 14. А. А. Денисова, И. С. Толомеева. Мониторинг уровня сформированности регулятивных

универсальных учебных действий младших школьников.... 207

Приложение 15. О. В. Санвальд. Целенаправленное развитие коммуникативных умений у тревожных

младших школьников.............................................................. 210

Приложение 16. Г. И. Вергелес, А. И. Раев. Творческие
способности как предмет психолого-педагогического
исследования.......................................................................... 214

Приложение 17. Е. Н. Квасюк. Формирование у младших школьников положительного отношения к гипотетичности

как творческой способности...................................................... 219

Приложение 18. Е. Н. Квасюк. Пути формирования операционного компонента способности к гипотетичности

у младших школьников.............................................................. 221

Приложение 19. Ш. А. Амонашвили. Обучение. Оценка.

Отметка....................................................................................... 225

Приложение 20. В. Д. Шадриков, И. С. Шемет. Информационные технологии в образовании:

плюсы и минусы......................................................................... 231

Приложение 21. Л. В. Симонова, Т. В. Зинченко. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях

реализации нового образовательного стандарта..................... 234

Приложение 22. И. М. Витковская. Организация

сотрудничества младших школьников в учебном процессе... 237

Приложение 23. Г. А. Цукерман. Цели организации

совместной учебной работы самих детей................................ 238

Приложение 24. А. В. Миронов. Игра как средство реализации принципа преемственности дошкольного

и начального образования......................................................... 241

Приложение 25. Г. И. Вергелес, А. А. Денисова,

А. А. Казакова. Неуспеваемость младшего школьника:

причины, диагностика, предупреждение, преодоление........... 245

Приложение 26. О. А. Граничит. Проблемы устойчивого развития на современном этапе развития начального

общего образования.................................................................. 250

Приложение 27. Г. В. Бородкина. Как сохранить здоровье
ребенка (Поиск решения проблемы).................................. 252








Литература по дисциплине «Технологии обучения».............. 255

Введение

Термин «технология» применительно к образовательному процессу стал использоваться сравнительно недавно, с конца XX в.

Педагогические технологии возникают лишь тогда, когда появляется подкрепленная научными исследованиями и востребованная педа­гогической практикой возможность проектировать образовательный процесс с использованием рациональных алгоритмических подходов для достижения планируемых результатов образования.

Будучи составной частью педагогики, технологии обучения исследу­ют наиболее оптимальные пути его построения, предлагая направления научно обоснованного конструирования образовательного процесса.

В настоящее время разработано множество различных педагогиче­ских технологий. В процессе профессиональной подготовки будущий учитель начальных классов должен овладеть наиболее эффективными из них, повышающими качество обучения, позволяющими достигать гарантированных результатов в более короткие временные сроки. Именно овладение технологиями обучения даст возможность успеш­но реализовать Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Изучение технологий обучения позволяет понять особенности тех­нологий обучения как дидактической категории, их место в структуре дидактики как науки о теории обучения, соотнесенность понятий «метод обучения» и «технологии обучения», осознать сущность и преимущества имеющихся технологий как важнейшей составляющей профессиональ­ной подготовки, освоить основы педагогического мастерства. В ходе изучения данной дисциплины появляется видение места технологий в организации процесса обучения, преимуществ, которые дает вла­дение технологиями, умение осознанно их выбирать в соответствии с конкретными задачами обучения, разумно сочетать с традиционными подходами в обучении.

В пособии анализируются идеи, теоретические основы, на которых базируются те или иные технологии обучения. Знание теоретических положений, на которые опирается определенная технология, делает педагога более свободным в ее практическом использовании в реальном процессе обучения.

Рассматриваемая дисциплина позволяет овладеть общепредметными, инвариантными технологиями обучения младших школьников, использование которых не зависит от особенностей содержания каждого учебного предмета начальной школы.

Овладение структурой деятельности по использованию отдельной технологии дает возможность увидеть, что успешность использования любой технологии обучения требует специальной работы, которая при­звана вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности у учащихся начальных классов, что какой бы эффективной ни была технология, успех ее применения обеспечивает вызванное учителем желание младшего школьника включиться в деятельность, овладеть способом действий.

Выполнение действий, составляющих сущность технологии, долж­но стать для младших школьников субъективно значимым, поскольку только мотивированный человек достигает оптимального результата деятельности.

В процессе изучения дисциплины у студентов должно появиться понимание того, что использование той или иной технологии в процессе обучения решает свои конкретные задачи, у каждой технологии своя целевая установка. Выбор технологии, целесообразность ее использо­вания в процессе обучения - прерогатива учителя.

В пособии представлены материалы, которые помогут студентам выделить главное в изучаемой дисциплине, сфокусировать внимание на основных ее положениях, научиться использовать технологии в работе с младшими школьниками и в конечном итоге овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.

 

Раздел 1

Дидактика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: