Учебно-методический комплекс

 

Рис. 16. Учебно-методический комплекс

 

Методы обучения

Метод — система действий, направленных на достижение определенных целей.

Четыре «революции в области методов обучения» (К. Керр):

♦ учителя-родители уступили место профессиональным учителям;

♦ устное слово было заменено письменным;

♦ было введено печатное слово;

♦ частичная автоматизация и компьютеризация дидактической работы.

Методы обучения обеспечивают возможность реализации цели и содержания обучения.

 

Рис. 17. Взаимосвязи цели, содержания и методов

 

Обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

И. П. Подласый

В педагогике понятие «метод» используется в двух значениях:

♦ исследования педагогических явлений;

♦ обучения как способа организации познавательной деятельности учащихся.

 

 

 

Рис. 18. Дидактические средства

С понятием «метод» связаны понятия «средство» и «прием».

 

Средства обучения - все инструменты и источники, которые помо­гают учителю учить, а ученику — учиться.

Средства обучения помогают организовать познавательную дея­тельность учащихся.

Компьютер как обучающее средство обеспечивает:

♦ индивидуализацию учебного процесса;

♦ повышение возможностей наглядного представления материала;

♦ обратную связь в процессе обучения;

♦ поиск информации из различных источников;

♦ организацию коллективной и групповой работы;

♦ моделирование изучаемых процессов или явлений.

Прием — это элемент метода, его составная часть.

Творчество учителя проявляется в многообразии приемов:

♦ письмо под такт;

♦ обведение букв по кальке;

♦ аналогия;

♦ сравнение;

♦ проговаривание и т. п.

Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, ор­ганизующего с помощью определенных приемов и средств деятельность учащихся, обеспечивающую овладение ими содержанием обучения, их развитие и формирование личности.

Классификация методов - упорядоченная по определенному при­знаку их система.

Выделяют следующие классификации методов:

♦ по источнику приобретаемых знаний (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин);

♦ по назначению в процессе обучения (М. Н. Данилов, Б. И. Есипов);

♦ по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);

♦ на основе целостного подхода (Ю. К. Бабанский, Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова).

 

 

Рис. 19. Классификация методов обучения Е. Я. Голанта, Н. М. Верзилина

 

 

Рис. 20. Классификация методов обучения М. Н. Данилова, Б. И. Есипова

 

 

Рис. 21. Классификация методов обучения И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина

 

 

Рис. 22. Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского

 

 

 

 

Рис. 23. Классификация методов обучения Н. Г. Казанского, Т. С. Назаровой

Одним из методов, обеспечивающих успешное решение задач об­учения, является самостоятельная работа (СР).

Признаки самостоятельной работы как метода обучения:

♦ наличие цели;

♦ выделение специального времени;

♦ наличие фронтального или индивидуального задания учителя;

♦ опосредованное участие учителя в работе;

♦ умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели;

♦ результаты, соответствующие поставленным целям.
Руководящая роль учителя в проведении самостоятельной работы проявляется в определении:

♦ материала для самостоятельной работы;

♦ этапа урока, на котором она будет использована;

♦ времени, которое будет отведено на ее выполнение;

♦ уровня самостоятельности, который должны будут проявить
учащиеся.

Структура самостоятельной работы:

1-й этапподготовительный:

♦ знакомство с задачей;

♦ ее анализ;

♦ актуализация необходимых для ее решения знаний и умений;

♦ составление плана работы.

2-й этаписполнительный (решение задачи).

3-й этапконтрольный (проверка правильности решения задачи/ самоконтроль).

Признаки, по которым можно классифицировать самостоятельную работу (Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова):

♦ по дидактической цели;

♦ по характеру деятельности, которую самостоятельная работа требует от учащихся;

♦ по способу организации;

♦ по материалу, над которым работают учащиеся.

 

Рис. 24.1. Направленность самостоятельной работы

 

 



Рис. 24.2

 

В качестве материала могут выступать:

♦ предметы и явления окружающей действительности (наблюде­ния, проведение опытов и т. п.);

♦ учебники, учебные пособия;

♦ дидактический материал;

♦ аудиовизуальные средства.

Недостатки проведения СР на уроке:

♦ неумелая подготовка к выполнению СР;

♦ случайность в выборе материала для СР;

♦ однотипность заданий;

 

♦ малое количество времени, отводимое на самостоятельную работу.

Условия успешности СР:

♦ учащиеся осознают цель СР, у них есть желание ее выполнять;

 

♦ школьники готовы к выполнению СР (владеют необходимыми зна­ниями, умениями и навыками; опытом творческой деятельности);

♦ выполнение работы предваряет четкий инструктаж;

♦ задания посильны для учащихся и даются в постепенно услож­няющейся системе;

♦ сокращается роль учителя в руководстве СР;

♦ осуществляется самоконтроль;

♦ учащиеся осознают допущенные ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: