Форма (лат. «forma») —, означает «наружный», или «внешнее очертание».
Признаки организационных форм обучения:
♦ количество и состав учащихся;
♦ место проведения;
♦ режим занятий;
♦ характер деятельности учащихся;
♦ способ руководства деятельностью учащихся.
Группы форм обучения
1. Способы обучения:
♦ индивидуальный;
♦ индивидуально-групповой;
♦ групповой;
♦ коллективный.
2. Формы группового обучения:
♦ классно-урочная (но Я. А. Коменскому);
♦ взаимного обучения (А. Белль, Дж. Ланкастер);
♦ избирательная (мангеймская и батавская системы);
♦ индивидуализированная (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, план Трампа);
♦ дистанционное обучение.
3. Формы учебной деятельности учащихся:
♦ парная;
♦ групповая;
♦ коллективная;
♦ индивидуально-обособленная.
4. Формы организации текущей учебной работы:
♦ урок;
♦ домашняя учебная работа;
♦ лекция;
♦ семинар;
♦ самоподготовка в группе продленного дня;
|
|
♦ предметный кружок;
♦ факультатив;
♦ лабораторное занятие;
♦ экскурсия;
♦ дополнительные учебные занятия;
♦ консультации;
♦ кружки.
Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются другие формы учебных занятий.
(Н. М. Верзилин)
Классификация уроков по дидактической цели:
♦ урок ознакомления с новым материалом;
♦ урок закрепления знаний;
♦ урок формирования умений и навыков;
♦ обобщающий урок;
♦ урок проверки знаний, умений, навыков (контрольный урок);
♦ комбинированный урок.
В практике работы начальной школы преобладающим является урок, на котором решается сразу несколько дидактических задач. Такой тип урока называют комбинированным (смешанным).
Вариант структуры комбинированного урока:
♦ проверка домашней работы и опрос учащихся;
♦ подготовка к усвоению новых знаний;
♦ постановка цели и задач урока;
♦ объяснение нового материала;
♦ закрепление изученного материала;
♦ задание на дом;
♦ подведение итогов урока.
Вариант структуры комбинированного урока:
♦ постановка цели и задач урока;
♦ изучение нового материала;
♦ закрепление изученного;
♦ задание на дом;
♦ повторение пройденного материала;
♦ подведение итогов урока.
Нестандартные уроки:
♦ уроки-деловые игры;
♦ уроки-соревнования;
♦ уроки-конкурсы;
♦ уроки-творческие отчеты;
♦ уроки-концерты;
♦ интегрированные уроки и др.
Подготовка учителя к уроку
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии
|
|
нашего труда: чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света...
Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В. А. Сухомлинский
Этапы подготовки учителя к уроку:
1-й этап. Диагностика сбор информации о реальных возможностях учащихся.
2-й этап. Прогнозирование - оценка различных вариантов будущего урока.
3-й этап. Проектирование программа управления деятельностью учащихся на уроке.