Рис. 39. Система формирования УД
Дидактические основы формирования учебной деятельности:
♦ Построение УД как модели трудовой.
♦ Формирование УД в единстве ее структурных компонентов.
♦ Формирование УД в процессе реализации межпредметных связей.
Дидактические условия:
♦ Системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом.
♦ Единство специфических и инвариантных возможностей различных учебных предметов.
Осознание всех формируемых компонентов УД.
Повышение степени самостоятельности школьников.
Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности.
♦ Целенаправленное изменение меры конкретного и общего в процессе овладения учащимися УД.
Формирование учебной деятельности — это процесс постепенной передачи отдельных компонентов учебной деятельности от учителя к ученику.
Технология формирования УД
Технология формирования УД включает в себя следующие этапы:
1-й этап. Задачи:
|
|
♦ вызвать интерес к УД, желание овладеть УД;
♦ сформировать у учащихся представление об учебной задаче;
♦ показать значимость УД в жизни человека.
2-й этап. Задачи:
♦ познакомить младших школьников со структурой УД;
♦ раскрыть значение каждого структурного компонента УД для успешного осуществления.
3-5-й этапы. Задача: формирование каждого из структурных компонентов УД (анализ, принятие задачи, актуализация необходимые знаний, умений, способов деятельности и т. д.).
На 3-м этапе — формирование должно осуществляться на конкретном содержании отдельных учебных предметов.
На 4-м этапе — на основе установления внутрипредметных связей.!
На 5-м этапе в процессе реализации межпредметных связей.
6-8-й этапы. Задача: формирование УД во всей системе входящие в нее действий.
На 6-м этапе формирование целостной структуры УД на конкретном содержании отдельных учебных предметов.
На 7-м этапе - в процессе установления внутрипредметных связей,
На 8-м этапе — на основе реализации межпредметных связей.
9-й этап. Задача: функционирование целостной структуры учебной деятельности в процессе ее практического использования для решения как стандартных, так и нестандартных учебных задач разного предмет ного содержания.
Показатели и уровни сформированности УД
Показатели сформированности учебной деятельности:
♦ Целенаправленность.
♦ Осознанность.
♦ Обобщенность.
♦ Плановость.
♦ Устойчивость.
♦ Степень самостоятельности.
♦ Отношение к учебной деятельности.
Уровни сформированности учебной деятельности:
|
|
Первый уровень учебная деятельность осуществляется обучающимися лишь как конкретно-практическая.
Второй уровень — учебная деятельность осуществляется лишь по отношению к конкретному заданию.
Третий уровень — учебная деятельность успешно осуществляется при выполнении различных заданий, однако конкретное содержание оказывает влияние на их выполнение (на одних учебных предметах учебная деятельность осуществляется более успешно, чем на других); данный уровень обеспечивает установление внутрипредметных связей.
Четвертый уровень — учебная деятельность имеет место при выполнении любых учебных заданий, причем она характеризуется высокой степенью полноты, осознанности, обобщенности и т. п.
Пятый — самый высокий уровень характеризуется тем, что учебная деятельность в ее специфическом значении осознается школьниками как элемент в других видах деятельности.