Характеристика системы формирования УД

 

Рис. 39. Система формирования УД

 

 

Дидактические основы формирования учебной деятельности:

♦ Построение УД как модели трудовой.

♦ Формирование УД в единстве ее структурных компонентов.

♦ Формирование УД в процессе реализации межпредметных связей.

Дидактические условия:

♦ Системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом.

♦ Единство специфических и инвариантных возможностей различ­ных учебных предметов.

Осознание всех формируемых компонентов УД.

Повышение степени самостоятельности школьников.

Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности.

♦ Целенаправленное изменение меры конкретного и общего в про­цессе овладения учащимися УД.

Формирование учебной деятельности — это процесс постепенной передачи отдельных компонентов учебной деятельности от учителя к ученику.

 

Технология формирования УД

Технология формирования УД включает в себя следующие этапы:

1-й этап. Задачи:

♦ вызвать интерес к УД, желание овладеть УД;

♦ сформировать у учащихся представление об учебной задаче;

♦ показать значимость УД в жизни человека.

2-й этап. Задачи:

♦ познакомить младших школьников со структурой УД;

♦ раскрыть значение каждого структурного компонента УД для успешного осуществления.

3-5-й этапы. Задача: формирование каждого из структурных компонентов УД (анализ, принятие задачи, актуализация необходимые знаний, умений, способов деятельности и т. д.).

На 3-м этапе — формирование должно осуществляться на конкретном содержании отдельных учебных предметов.

На 4-м этапе — на основе установления внутрипредметных связей.!

На 5-м этапе     в процессе реализации межпредметных связей.

6-8-й этапы. Задача: формирование УД во всей системе входящие в нее действий.

На 6-м этапе    формирование целостной структуры УД на конкретном содержании отдельных учебных предметов.

На 7-м этапе - в процессе установления внутрипредметных связей,

На 8-м этапе — на основе реализации межпредметных связей.

9-й этап. Задача: функционирование целостной структуры учебной деятельности в процессе ее практического использования для решения как стандартных, так и нестандартных учебных задач разного предмет ного содержания.

Показатели и уровни сформированности УД

Показатели сформированности учебной деятельности:

♦ Целенаправленность.

♦ Осознанность.

♦ Обобщенность.

♦ Плановость.

♦ Устойчивость.

♦ Степень самостоятельности.

♦ Отношение к учебной деятельности.

Уровни сформированности учебной деятельности:

Первый уровень учебная деятельность осуществляется обучаю­щимися лишь как конкретно-практическая.

Второй уровень — учебная деятельность осуществляется лишь по отношению к конкретному заданию.

Третий уровень — учебная деятельность успешно осуществляется при выполнении различных заданий, однако конкретное содержание оказывает влияние на их выполнение (на одних учебных предметах учебная деятельность осуществляется более успешно, чем на других); данный уровень обеспечивает установление внутрипредметных связей.

Четвертый уровень — учебная деятельность имеет место при выпол­нении любых учебных заданий, причем она характеризуется высокой степенью полноты, осознанности, обобщенности и т. п.

Пятый — самый высокий уровень характеризуется тем, что учебная деятельность в ее специфическом значении осознается школьниками как элемент в других видах деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: