Подумайте, поразмышляйте

1. Почему формирование учебной деятельности наиболее важно в младшем школьном возрасте?

2. Прочитайте приложение 13, приведите примеры заданий для уча­щихся 1-4-х классов, которые необходимо им предлагать с целью формирования умения анализировать задачу (на конкретном предметном содержании, на основе внутрипредметных связей, на межпредметной основе).

3. Почему в школе учащиеся должны научиться решать учебные задачи?

4. Прочитайте приложение 13. Опираясь на содержание учебников (любого УМ К), покажите, что вы предпримете, чтобы учащиеся вашего класса научились принимать учебную задачу.

5. Пользуясь учебниками для начальной школы, составьте задания, которые позволят определить, умеют ли младшие школьники принимать учебную задачу.

6. Составьте план формирования у младших школьников одного из процессуальных компонентов учебной деятельности (актуализация необходимых знаний и действий, планирование, контроль)! Дайте обоснование своему подходу.

7. Каким образом можно строить на уроках работу по осознанию младшими школьниками общего способа решения учебных задач

8. Прочитайте приложение 13 и разработайте 4-6 заданий по разным учебным предметам, которые обеспечивали бы осознание овладение учащимися целостной структурой учебной деятельности. Дайте обоснование разработанным заданиям.

9. Справедливо ли утверждение: «Об осознанности овладения ученной деятельностью можно судить по той словесной формулирование которую дают учащиеся»? Почему?

10. Верно ли утверждение, что формирование учебной деятельное способствует становлению младшего школьника как субъект; деятельности? Почему?

 


 


Технологии формирования универсальных учебных действий школьников

ПЛАН

1. Задачи формирования универсальных учебных действий (У УД) на ступени начального образования.

2. Понятие УУД.

3. Виды УУД.

4. Условия формирования УУД.

5. Критерии сформированное™ УУД.

Задачи формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования

Важнейшей задачей современной системы начального образования явля­ется достижение метапредметных результатов, предполагающих освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (УУД), формирование универсальных учебных действий. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и харак­тером видов универсальных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Ле­онтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О.А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руковод­ством А. Г. Асмолова.

 

Понятие УУД

В широком значении универсальные учебные действия — это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком значении УУД — это совокупность способов, действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса обучения.

Особенности УУД:

♦ носят надпредметный, метапредметный характер;

♦ реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

♦ обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

♦ лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специального предметного содержания.

Функции УУД:

♦ Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить учебные цели, искав и использовать необходимые средства и способы их дости­жения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).

♦ Создание условий для гармонического развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

♦ Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

 

Виды УУД

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систе­му, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Универсальные учебные действия, представляющие весь спектр умственной деятельности человека, многочисленны и разнообразны. Может быть выделено несколько видов таких действий.

 

 

Рис. 40. Виды УУД

Познавательные УУД включают в себя:

♦ общеучебные действия;

♦ логические действия;

♦ знаково-символические действия;

♦ действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

♦ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

♦ поиск и выделение необходимой информации; применение мето­дов информационного поиска, в том числе с помощью компью­терных средств;

♦ структурирование знаний;

♦ осознанное и произвольное построение речевого высказываний в устной и письменной формах;

♦ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи­мости от конкретных условий;

♦ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

♦ смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

♦ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческое и поискового характера.

Логические универсальные действия:

♦ анализ объектов с выделением признаков (существенных, несущественных);

♦ синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятель­ное достраивание с восполнением недостающих элементов);

♦ сравнение, классификация объектов по выделенным признака

♦ подведение под понятие, выведение следствий;

♦ установление причинно-следственных связей;

♦ построение логической цепочки рассуждений; доказательство;

♦ выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические действия:

♦ моделирование;

♦ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Действия, связанные с постановкой и решением проблемы:

♦ формулирование проблемы;

♦ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,

♦ оформление и презентация решения проблемы.

В состав регулятивных У УД входят:

♦     целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

♦ планирование — определение последовательности промежуточ­ных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

♦ прогнозирование +- предвосхищение результата и уровня усвое­ния знаний, его временных характеристик;

♦ контроль - сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

♦ коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, ре­ального действия и его результата;

♦ оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже ус­воено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

♦ саморегуляция — способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конф­ликта) и к преодолению препятствий.

В фундаментальном ядре содержания общего образования комму­никативные У УД рассматриваются достаточно широко с точки зрения социализации младшего школьника.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компе­тентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверст­никами и взрослыми.

В программе формирования УУД коммуникативные действия разделены на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

К коммуникативным УУД относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст­никами: определение цели, функций участников, способов вза­имодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешена конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера контроль, коррекция, оценю его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации владение монологической и диалогической формами речи в coответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: