В последние десятилетия в международном градостроительном сообществе наблюдается рост интереса к пешеходным путям сообщения, созданию пешеходных улиц, общественных пространств и т.д. В европейской практике показатель «количество пешеходов на тротуаре» говорит о высоких средовых характеристиках улицы, её привлекательности для населения, а, следовательно, рентабельности.
Многие американские исследования говорят о том, что если люди проезжают по улице на своём автомобиле, то улица «не окупается». Если же население гуляет по городу, находится в общественных пространствах относительно продолжительное время, то городские пространства становятся прибыльными сами по себе.
Кроме того, важно упоминать о том, что транспорт существует для минимизации времени в пути между целевыми точками. Естественное состояние человека – это нахождение не в автомобиле, а в открытом пространстве, в коммуникации с себе подобными.
Севастополь, а в особенности его центральная часть, набережные и памятники, чрезвычайно привлекательны для пеших и велосипедных прогулок. Сложный рельеф города, в определённой степени не способствует развитию пешеходных и велосипедных сообщений, но наибольшее отрицательное воздействие на потенциальную систему таких путей оказывает отсутствие или несоответствие параметров пешеходной инфраструктуры минимальным требованиям.
|
|
Пешеходная сеть Севастополя может быть охарактеризована как прерывистая, некомфортная, обладающая недостаточной пропускной способностью. Безопасность пешеходов на улицах города также вызывает опасения. Недостатки планировочных решений, а также отсутствие культуры паркования автовладельцев, а точнее неконтролируемая парковка транспортных средств на тротуарах, не только опасна для жизни и здоровья пешеходов, препятствует движению маломобильных групп населения, но и обостряет социальный и имущественный конфликты «пешеход - водитель».
За границами исторического центра Севастополя множество улиц, в том числе и магистральных, не оборудованы тротуарами. Также необходимо отметить удручающее состояние системы регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Нерегулируемые пешеходные переходы в одном уровне существуют на многих магистралях общегородского значения.
Как показал проведённый анализ, система общественного транспорта города Севастополя, в целом, не может быть охарактеризована как современная, комфортабельная и надёжная. Многие маршруты обслуживаются или с недостаточной частотой (троллейбус), или морально устаревшим или некомфортным подвижным составом (все виды транспорта). Кроме того, городской общественный транспорт Севастополя в значительной мере страдает от ежедневных транспортных заторов, вызываемых недостатки организации дорожного движения и несоблюдением правил парковки. По этим же причинам имеющиеся выделенные полосы для движения общественного транспорта по ряду улиц города не во всех случаях показывают свою эффективность.
|
|
Не менее важен ещё один вывод – несмотря на разветвлённую сеть общественного транспорта, только 45% территорий Севастополя (урбанизированные территории) находится зонах нормативно обслуживающихся общественным транспортом. Данный вывод сделан на основе построения радиусов (зон) обслуживания от всех остановок общественного транспорта в городе (250 метров в историческом и общественно-деловом центре, 400 метров в микрорайонной застройке, 500 метров на прочих территориях).
Высокий уровень обслуживания общественным транспортом (70-90% территории находится в зоне нормативного обслуживания остановок общественного транспорта) выявлен в районах: Корабельная Сторона, «Адмирала Макарова», «Победа», «Матюшенко», «Гоголя», «Лётчики», Камышовая Бухта, Старосеверная, Радиогорка.
Недостаточно высоким уровнем обслуживания (40-60%) характеризуются следующие районы: Центр (особенно западная его часть), «Стрелка», «Горпищенко», «Абрикосовка», микрорайоны вдоль проспекта Генерала Острякова.
Уровень обслуживания остальных территорий зачастую ещё ниже.
Библиография
1. Санкт-Петербург – Севастополь Концепция пространственного развития города федерального значения Севастополя «Институт территориального планирования «Урбаника».
2. https://ru-wiki.ru/wiki/Транспорт_Севастополя
3. Закон г. Севастополя № 357-ЗС от 21.07.2017 об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года.
4. Пояснительная записка к Концепции пространственного развития города федерального значения Севастополь Института градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор".