Порядок подъёма и несения флагов и вымпелов определён Уставом службы на судах МРФ.
Государственный флаг в качестве кормового флага поднимается на кормовом флагштоке или гафеле. На самоходных судах, плавающих на внутренних водных путях Государственный флаг, поднимается в навигационный (эксплуатационный) период с восходом солнца и спускается с его заходом.
На несамоходных судах – в дни государственных праздников.
Фото 3. Судно расцвеченное флагами МСС в честь празднования Дня работников морского и речного флота. |
В полярных и приполярных районах – поднимается ежедневно на время его видимости, а при продолжительном дне – с 8 до 20 ч.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него. На самоходных судах, кроме Государственного флага, поднимается вымпел судовладельца.
В особо торжественные дни, а также при специальных указаниях во время стоянки в порту производится торжественный подъём Государственного флага.
|
|
Подъём и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ (ПО ДОЛЖНОСТИ)
Шкипер
Шкипер несамоходного судна пользуется правами и выполняет обязанности (с учётом назначения и особенностей работы судна), которые изложены в разделе «Капитан».
Шкипер обязан:
- обеспечивать правильное техническое использование и обслуживание судна, судовой техники и сохранность судового снабжения и перевозимого груза;
- осуществлять приём и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
- выполнять указания капитана буксировщика по управлению несамоходным судном;
- проверять перед каждой перегрузочной работой грузоподъёмные и приёмные устройства;
- обеспечивать работу энергетической и котельной установок;
- обеспечивать получение и правильное использование инвентаря, материалов, топлива и воды для судовых нужд;
- вести учёт рабочего времени, производить начисление, получение и выдачу зарплаты членам экипажа;
- вести судовую документацию и отчётность.
Рулевой
Рулевой непосредственно подчиняется боцману, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника.
Рулевой обязан:
- изучать специальную лоцию и условия плавания районе внутренних судоходных путей, в которых судно совершает рейсы;
- знать правила, регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно;
|
|
- знать рулевое устройство, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.;
- знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых;
- уметь управлять ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использовать авторулевой;
- уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой;
- уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей;
- уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.
Рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.
На судах, где не предусмотрена штатным расписанием должность боцмана, его обязанности выполняет старший рулевой.
Моторист
Моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.
Моторист обязан:
- знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать;
- знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
- участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники;
- знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники;
- своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию;
- знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
- уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.
Моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения целевого инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Старший моторист (старший машинист) руководит работой мотористов (машинистов) при выполнении технического обслуживания и слесарно-ремонтных работ.
Матрос
Матрос непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.
Матрос на судах, выходящих в море, должен знать и выполнять обязанности рулевого.
Матрос обязан:
- принимать участие в судовых работах по палубной части;
- принимать участие в подготовке грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке и уборке их по-походному;
- убирать палубы, судовые служебные и санитарно-бытовые помещения;
- при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:
- принимать участие в открытии и закрытии люков, трюмов;
- контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счёт мест груза;
- следить за сохранностью и целостностью груза, инвентаря и такелажа;
- наблюдать за исправностью трюмных трапов и другого трюмного оборудования;
- не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;
- не допускать курение в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;
- докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатках, повреждениях и т.п.
- выполнять все такелажные, малярные, швартовные работы и работы по забуксировке судов;
- уметь грести вёслами в шлюпке;
- замерять уровень воды в льялах и сточных колодцах на судне;
- уметь управлять палубными механизмами:
- отдавать и выбирать якоря;
- спускать и поднимать шлюпки;
- управлять спасательными шлюпками на вёслах и с мотором;
|
|
- знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях;
- уметь замерять глубину ручным лотом.
Матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения целевого инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Электрик судовой
Электрик подчиняется электромеханику, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного электромеханика. На судах, где не предусмотрен командный электромеханический персонал, электрик подчиняется второму помощнику механика.
Электрик обязан:
- знать принцип действия судового электрооборудования и схему распределения электроэнергии по судну;
- уметь использовать электрооборудование энергетической установки;
- участвовать в техническом обслуживании и ремонте судового электрооборудования;
- знать и выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования;
- своевременно проводить технические обслуживания механизмов, закреплённых за ним расписание по заведованию;
- уметь читать и понимать показания приборов своего заведования.