К коллективным спасательным средствам относятся:
- спасательные и дежурные шлюпки;
- спасательные плоты;
- спасательные приборы.
Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется.
Фото 12. Моторная спасательная шлюпка закрытого типа |
Спасательная шлюпка непотопляема за счёт наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевёрнутом или затопленном состояниях она должна оставаться на плаву.
Фото 13. Весельная спасательная шлюпка с парусным вооружением (ял) |
Все спасательные шлюпки с уложенными в них предметами снабжения должны закрываться сверху чехлами или специальными щитами, в каждой шлюпке должна иметься опись и схема расположения предметов снабжения.
Моторные спасательные шлюпки должны иметь постоянно размещённый на них регламентированный запас топлива, запасных частей и инструмента.
Места установки спасательных средств, участки воды в районах их спуска, а также проходы, трапы и места сборов должны освещаться судовыми средствами, специально предназначенными для этой цели.
В снабжение спасательной шлюпки судов, эксплуатируемых только на ВВП, входит:
- весла с уключинами;
- отпорный крючок;
- черпак;
- сигнальный фонарь;
- фалинь длиной 15 м;
- пробка спускного отверстия с цепочкой;
- якорь-кошка;
- чехол на шлюпку;
- рупор;
- флаг-отмашка;
- стойка для сигнального огня L = 1200 мм, d = 30 мм;
- подвеска-строп.
Фото 14. Дежурная шлюпка в зачехлённом состоянии |
Дежурные шлюпки являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены не более чем двумя членами экипажа и не более чем за 5 мин.
Фото 15. Контейнер с надувным спасательным плотом |
Спасательные плоты – очень эффективное спасательное средство, а на малых судах – основное. Плоты бывают мягкие и жёсткие. Жёсткие плоты являются раритетом и остались только на очень старых судах. Мягкие спасательные плоты различаются по вместимости и по методу спуска. Вместимость надувных плотов находится в пределах 4-25 чел.
Фото 16. Плот спасательный надувной (ПСН-10) |
Спасательные приборы – это, по существу, упрощённый вариант жёстких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закреплённые к судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.