Шлюпочное устройство предназначено для спасения людей в случае гибели судна, а также для сообщения с берегом и другими судами во время рейдовой стоянки.
Шлюпбалки служат для быстрого и безопасного спуска и подъёма спасательных шлюпок, дежурных шлюпок и жёстких спасательных плотов.
Спасательные шлюпки спускают с помощью шлюпбалок разных типов.
1- шлюпка; 2 – найтов; 3 – шлюп-таль; 4 шлюпбалка; 5 – кильблок (растрблок);
6 – винтовой привод; 7 – лопарь; 8 – направляющая станины; 9 – ролики; 10 – лебёдка.
Рис. 24. Типы шлюпочных устройств |
Шлюпбалки бывают поворотные (или радиальные), заваливающиеся и гравитационные. У поворотных шлюпбалок вываливание шлюпки происходит в результате манипуляции со шлюпбалками и шлюпкой вручную, у шлюпбалок заваливающегося типа – в результате заваливания шлюпбалки с помощью винтового привода.
Особенностью наиболее распространённых гравитационных шлюпбалок является то, что вываливание шлюпки происходит под действием силы тяжести после отдачи стопоров. Эти шлюпбалки отличает высокая скорость вываливания шлюпки (не более 2 мин.), а также надёжная работа в условиях крена до 20 градусов.
Фото 8. Шлюпочное устройство свободного падения |
В последнее время очень часто применяют принципиально новый тип спуска шлюпочного устройства – свободное падение. Закрытая шлюпка устанавливается в корме на наклонном спусковом устройства, расположенном, как правило, вдоль судна и вместе с находящимися в ней людьми свободно сбрасывается носом в воду.
Для быстрой отдачи шлюпочных найтовов в их состав включают глаголь-гаки.
Найтовы (стальные тросы), крепящие шлюпки к гравитационным шлюпбалка, отдаются автоматически одновременно с отдачей стопора шлюпбалки.