Грузы классифицируются:
1). По физико-химическим свойствам:
А). Слёживающиеся;
Б). Смерзающиеся;
В). Пылеобразующие;
Г). Огнеопасные.
2). По режиму хранения и перевозки:
А). Крытого хранения;
Б). Открытого;
В). Скоропортящиеся;
Г). Особые.
3). По условиям и технологии перевозки, перегрузки и хранения:
А). Генеральные грузы (штучные):
- тарно-штучные;
- металлы;
- тяжеловесные;
- лесные грузы.
Б). Массовые грузы:
- навалочные;
- наливные.
В). Особорежимные грузы:
- отравляющие;
- взрывоопасные;
- пожароопасные;
- скоропортящиеся;
- вещества, вызывающие заболевания людей и животных.
В зависимости от физико-химических свойств грузов, требований к их перевозке и хранению, все грузы на ВВТ сгруппированы в следующие группы:
1). Для планирования и статистического учёта:
1.1. Наливные грузы;
1.2. Лес в плотах;
1.3. Сухогрузы, в т.ч. хлебные уголь, руда, прочие грузы (всего 22 наименования).
|
|
2) В зависимости от технологии перегрузки и хранения:
2.1. Генеральные;
2.2. Массовые (насыпные, навалочные, наливные);
2.3. Особо режимные (классы ОВ, ВВ, РВ, и т.д.).
3) В зависимости от требований к хранению груза и совместной перегрузке грузы подразделяются на:
3.1. Агрессивные;
3.2. Подверженные агрессии.
4). В зависимости от массы, габаритов тарно-штучные грузы подразделяются на:
4.1. Тяжеловесные (масса 1-го места более 5,1 т);
4.2. Легковесные (1 т которых занимает более 2м3 пространства);
4.3. Длинномерные (длина более 3м);
4.4. Негабаритные (не вписываются в габариты ж.д.);
5). Пакетированные грузы – это единичные, тарно-штучные и тарные грузы, собранные в пакеты на стандартных плоских поддонах или прокладках.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Опасными грузами считаются вещества и предметы, которые при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий, сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных
Опасные грузы по характеру опасности подразделяются на следующие классы:
Класс 1 – взрывчатые вещества (ВВ – взрывчатые вещества, и устройства ими начинённые, которые по своим свойствам могут взрываться или вызвать пожар с взрывом);
Класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением
(избыточное давление в сосуде при температуре 200º С должно равняться или быть выше 100 кПа, абсолютное давление паров при температуре 500 С должно равняться или быть выше 300 кПа, критическая температура должна быть ниже 500 С);
|
|
Класс 3 – легковоспламеняемые жидкость (ЛВЖ – смеси жидкостей, а также растворы и суспензии (краски, лаки и т.п.), которые выделяют легковоспламеняющие пары с температурой вспышки в закрытом сосуде не выше 610 С);
Класс 4 – легковоспламеняющиеся вещества и материалы, которые способны легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений и нагреваний;
Класс 5 – окисляющие вещества и органически перекиси, способные легко выделять кислород, поддерживать горение и в соответствующих условиях вызывать самовоспламенение и взрыв;
Класс 6 – ядовитые и инфекционные вещества (ЯВ – вещества способные вызвать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей или слизистой оболочкой);
Класс 7 – радиоактивные вещества;
Класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества (вещества вызывающие повреждение кожи, слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждение транспортных средств, грузов, а также вызывающие пожар при взаимодействии с органическими материалами (деревом, соломой и т.п.) или некоторыми химическими веществами);
Класс 9 – вещества с относительной низкой опасностью.
В свою очередь по каждому классу опасные грузы разделяют на подклассы, категории и группы. Последовательная совокупность цифр, соответствует классу, подклассу, категории и группе к которым отнесено вещество, образует классификационный шифр группы опасных грузов, состоящий из четырёхзначного числа.
ВИДЫ ТАРЫ И МАРКИРОВКА ГРУЗОВ
Тара – ёмкость для хранения, упаковки и транспортировки промышленных и сельскохозяйственных товаров. Тара бывает внутренняя (коробки, упаковки и т.д.) и транспортная (наружная).
Тара классифицируется:
1). По материалу изготовления (деревянная, металлическая, полимерная и т.д.);
2). По прочности (жёсткая, полужёсткая, мягкая и т.д.).
Основное назначение тары – сохранность груза. В процессе транспортировки грузы подвергаются механическим, атмосферным, биологическим воздействиям. Поэтому тара должна удовлетворять следующим требованиям: быть прочной, выдерживать динамическую и статическую нагрузки, обладать инертностью, не воздействовать на груз. Кроме того, тара должна быть удобной для перемещения груза, обеспечивать кратность размещения груза в трюме, вагоне, автомобиле. Изготовление тары производится с учётом требования ГОСТа.
Правильная, чёткая маркировка грузов является необходимым условием быстрой доставки их с сохранением качества в процессе транспортирования. В настоящее время различается товарная, отправительская, специальная и транспортная маркировки. Отправительская, товарная и специальная маркировка наносятся грузоотправителем, транспортная – перевозчиком или его агентом.
Товарная маркировка – наименование товара, заводская упаковка, номер заказа и наряда, сорт, время выпуска;
Отправительская маркировка – пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее число мест, масса брутто и нетто;
Транспортная маркировка – число мест в партии, перевозимое по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии;
Специальная маркировка – предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке, перевозке, использовании.
ПОНЯТИЕ СОХРАННОСТИ ГРУЗОВ.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ
Термин «сохранность грузов» предполагает отсутствие изменений, деформаций и повреждений груза при его погрузке, транспортировке, разгрузке и хранении.
|
|
Основными нормативными документами, регламентирующими хранение грузов, являются:
- кодекс Внутреннего Водного Транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ статья 79 п.4);
- Правила хранения грузов в портах (устанавливают сроки хранения грузов в портах и вывоза их из портов, порядок хранения грузов, прибывших в порт назначения и выгруженных перевозчиком в ожидании приёма грузополучателем, а также принятых для перевозки в пункте отправления).