Грузовой план судна – графическое изображение на чертеже судна расположения каждой партии груза в судовых грузовых помещениях и на палубе на данный рейс. Грузовой план судна составляется на основе общих требований к оптимальному размещению грузов с учётом условий предстоящего рейса.
Для выполнения данных требований необходимо обеспечить:
- сохранение необходимой остойчивости, прочности и дифферента судна;
- наиболее выгодное использование грузосовместимости и грузоподъёмности судна.
- возможность обеспечения погрузки и выгрузки груза в минимальные сроки;
- безопасное плавание судна;
- сохранную и своевременную доставку груза;
- соблюдение очерёдности погрузки груза с расчётом выгрузки судна в промежуточных портах без дополнительных перевалок;
- соблюдение норм техники безопасности и охраны труда экипажа судна и работников порта.
Помимо технических и организационных требований при составлении грузового плана учитывают необходимость достижения наиболее высокой экономической эффективности работы судна.
|
|
В случае наличия большого количества мелких партий груза необходимо составить грузовой план, имеющий несколько плоскостей. В таком плане даётся дополнительный разрез по твиндеку4, верхней палубе и т.д.
Координаты груза внутри судна определяют из чертежа судна сечениями по ватерлиниям (примерно через метр). По шпангоутам (по шпациям), а также по батоксам (примерно через метр). В этом случае каждая партия груза может быть точно обозначена номером ватерлинии, батокса и шпангоута (система Голубева).
При организации и выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо строго руководствоваться правилами безопасности (см. выше «Правила безопасности при погрузо-разгрузочных работах» на стр. 83).
_______________________
4Твиндек – междупалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб.
ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ
ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА
Безопасность судоходства – безопасность деятельности, связанной с эксплуатаций судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания на ВВП и предусматривающей обеспечение охраны жизни и здоровья людей, сохранности имущества и перевозимого груза, недопущение загрязнения окружающей среды.
Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с Кодексом ВВТ, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов на внутренних водных путях, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
|
|
Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей:
- навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов;
- путевые работы на внутренних водных путях;
- содержание судоходных и гидротехнических сооружений;
- пропуск судов и иных плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
- диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;
- организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте;
- государственный портовый контроль;
- государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
- дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;
- выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;
- выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее – лоцманское удостоверение).
ПОДГОТОВКА СУДНА К ПЛАВАНИЮ (ЭКСПЛУАТАЦИИ)
Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
Вводимое в эксплуатацию судно должно:
- находиться в исправном техническом состоянии, подтверждённом документами освидетельствования;
- быть должным образом укомплектовано квалифицированным экипажем, согласно утвержденному штатному расписанию;
- иметь запасные детали, инвентарь, инструмент и материалы по установленным нормам;
- быть снабжено обязательной судовой документацией.
Для контроля технического состояния судов и оценки работы судовых экипажей по поддержанию судов в исправном состоянии судоходные компании должные ежегодно осуществлять аудит системы управления безопасностью судна (СУБ), а также приём судов в эксплуатацию (осмотры судов) специальными комиссиями. Работа комиссии оформляется Актом.
Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов! |
При подготовке судна к эксплуатации особое внимание должно быть обращено на исправность и готовность к действию:
- рулевого устройства;
- якорного устройства;
- аварийной сигнализации;
- электрооборудования и освещения;
- спасательных средств;
- противопожарных средств;
- средств связи;
- дистанционного управления;
- системы осушения;
- экологического оборудования;
- водонепроницаемых и противопожарных закрытий;
- аварийного имущества.
При подготовке судно должно быть укомплектовано инвентарём, запасными частями, другим судовым снабжением.
ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ С СУДОВ,