Таблица 4. Судовые тревоги
Вид тревоги | Способ объявления | Кто объявляет |
1. Общесудовая | Непрерывный звонок громкого боя5, длящийся в течение 25-30 секунд и повторяемый 3-4 раза, дублируется голосом по судовой трансляции6. | Вахтенный начальник |
1.1. Тревога по борьбе с водой | -----------------------//------------------------ | Вахтенный начальник |
1.2. Тревога по борьбе с пожаром | -----------------------//------------------------+ при пожаре (взрыве) во время стоянки в порту сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол. | Вахтенный начальник |
1.3. Тревога по борьбе с разливом нефтепродуктов | -----------------------//------------------------ | Вахтенный начальник |
1.4. Тревога по защите от оружия массового поражения (ОМП) | -----------------------//------------------------ | Вахтенный начальник |
2. «Человек за бортом» | Три продолжительных (4-6 с) звонка громкого боя. | Вахтенный начальник |
3. Шлюпочная (оставление судна) | Не менее семи коротких (1 с) звонков и вслед за ними один продолжительный (4-6 с) звонок громкого боя. | Капитан, или с его личного распоряжения |
4. Учебная тревога. | Голосом по судовой трансляции. | По указанию капитана. |
Отбой тревоги. | Голосом по судовой трансляции. |
|
|
_____________________
5 При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются свистком, тифоном, сиреной.
6 При отсутствии трансляции – объявляются любым другим доступным способом.
ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ
Каждый член экипажа, обнаруживший опасность, грозящую судну, людям и грузу (человека, упавшего за борт, пожар, поступление воды, аварийное повреждение и т.д.), обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику и принять меры по её устранению, а при падении человека за борт – бросить ему спасательный круг.
Члены экипажа по сигналу тревоги собираются в указанном месте одетыми по сезону применительно к виду тревоги и действуют по командам капитана.
По тревогам члены экипажа обязаны выходить одетыми по сезону применительно к виду тревоги, имея при себе спасательные жилеты, а по шлюпочной тревоге и тревоге «Человек за бортом» - надеть их, кроме вахты на мостике и в машинном отделении.
При оставлении судна по шлюпочной тревоге для предотвращения угона ветром спущенных спасательных плотов необходимо привязать их к шлюпкам.
При спуске спасательной шлюпки только с одного борта (при оставлении судна) члены экипажа, расписанные в шлюпке другого борта, по указанию командира шлюпки переходят в спускаемую шлюпку и выполняют указания её командира.
Поиск людей, оказавшихся в воде, ведётся до тех пор, пока есть надежда на их спасение.
Если погодные условия не позволяют произвести спуск шлюпки, судно должно зайти с наветренной стороны относительно человека, находящегося в воде, и лечь в дрейф. С борта необходимо спустить до воды шторм-трапы и (или) грузовую сетку из растительных или синтетических тросов, приготовить спасательные круги, подвязанные к прочным линям.
|
|
Спасательный круг, в случае необходимости, используется для подведения спасаемого к шторм-трапу или сетке. Если человек не в состоянии самостоятельно подняться на борт, ему необходимо оказать в этом помощь.
Поднятого из воды человека следует:
- доставить в тёплое помещение, раздеть быстро и осторожно;
- принять, если необходимо, меры для оживления (очищение рта, освобождение лёгких от воды, искусственное дыхание, наружный массаж сердца);
- согреть одним из известных способов;
- обеспечить постельный режим на срок не менее 24 ч, давая успокаивающие и общеукрепляющие средства, горячее питьё и высококалорийное питание.
При оказании первой помощи лицам, имеющим сильное переохлаждение, следует помнить:
- нельзя для согревания применять алкоголь;
- вредно в тёплом помещении только укутать пострадавшего в одеяло и не обеспечивать его дополнительными источниками тепла (грелками);
- опасным может оказаться местный нагрев отдельных частей тела;
- бесполезен массаж тела без одновременного его согревания.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ЧЛЕНА ЭКИПАЖА СУДНА (ПРИМЕР)
Обязанности по тревогам
Должность _______ Моторист ___________________________________
Сигналы тревог
ОБЩЕСУДОВЯ | непрерывный звонок громкого боя в течение 25 – 30 с, сигнал повторяется 3 – 4 раза. |
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ | три продолжительных (5 – 6 с) звонка громкого боя, сигнал повторяется 3 – 4 раза. |
ШЛЮПОЧНАЯ | не менее семи коротких сигналов (1 с), а затем один продолжительный (5 – 6 с) сигнал звонком громкого боя, повторяется 3 – 4 раза. |
При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются тифоном или сиреной. Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги, места пробоины, пожара. Отбой тревог подаётся голосом.
ВИД ТРЕВОГИ | ОБЯЗАННОСТИ И МЕСТО СБОРА |
1. ОБЩЕСУДОВАЯ | ---------------------------------------------------------- |
1.1. Общие обязанности. | Незамедлительно прибыть в МКО. |
1.2. Борьба с водой. | Герметизировать все водонепроницаемые двери, световые и вентиляционные люки, иллюминаторы. Подготовить к пуску осушительную систему. Доложить по трансляции о готовности на ГКП. Ожидать распоряжения с ГКП. |
1.3. Борьба с пожаром. | Герметизировать все водонепроницаемые двери, световые и вентиляционные люки, иллюминаторы. Подготовить к пуску систему пенотушения. Доложить по трансляции о готовности на ГКП. Ожидать распоряжения с ГКП. |
1.4. Борьба с разливом нефтепродуктов. | Ожидать распоряжения с ГКП. |
2. ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ | Одеться по сезону. Надеть спасательный жилет. Спустить штормтрап и грузовую сетку с главной палубы правого борта. Доложить о готовности на ГКП. Вести наблюдение за поверхностью воды с целью обнаружения человека. |
3. ШЛЮПОЧНАЯ | Одеться по сезону. Надеть спасательный жилет. Подняться на шлюпочную палубу правого борта. По команде с ГКП сбросить спасательный плот. Подтянуть и зафиксировать с помощью линя плот у борта. Спустить штормтрап. Обеспечить безопасную посадку пассажиров в плот. |
При уходе из каюты по тревоге или увольнении на берег проверить герметизацию иллюминаторов, выключить освещение и электроприборы.
«____» _________________ 2013 Старший помощник капитана подпись ______________