Годовой отчет ОАО «РЖД» 2018
Https://ar2018.rzd.ru/ru
Эффективное управление рисками представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный с бизнес-процессами, принятием решений и направленный на повышение уверенности в достижении целей.
В ОАО «РЖД» с мая 2018 года координация, внедрение и совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля (далее – СУРиВК) входят в сферу ответственности Центра по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля (далее – Центр). Ранее это направление находилось в зоне ответственности Центра развития управления рисками и аутсорсингом.
Основные задачи Центра:
· координация построения СУРиВК;
· мониторинг процессов управления рисками и внутреннего контроля для достижения целей деятельности ОАО «РЖД» и минимизации рисков до приемлемого уровня;
· формирование требований к организации СУРиВК и порядку выполнения процедур управления рисками и внутреннего контроля.
ОАО «РЖД» в своей деятельности придерживается принципов и подходов к построению и функционированию эффективной системы управления рисками, изложенных в следующих документах:
· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Внутренний контроль. Интегрированная модель»;
· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»;
· ISO/ГОСТ Р 31000;
· Кодекс корпоративного управления, одобренный письмом Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463;
· Методические указания по подготовке положения о системе управления рисками, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года;
· Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Годовой отчет ОАО «РЖД» 2017
Https://ar2017.rzd.ru/ru/corporate-governance/risks
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Отслеживание и прогнозирование рисков является неотъемлемой частью стратегического и операционного управления в ОАО «РЖД». В Компании выстроена эффективная система риск-менеджмента, позволяющая осуществлять управление рисками и их минимизацию.
ОАО «РЖД» придерживается принципов управления рисками, изложенных в концептуальных моделях управления рисками Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO ERM «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»), международном стандарте ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и требованиях соответствующих положений Кодекса корпоративного управления (письмо Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463).
Цели системы управления рисками:
· обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности ОАО «РЖД» путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов;
· обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», в условиях действия внешних и внутренних факторов;
· комплексность – использование единой методологии и единых принципов, учет системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий;
· интеграция – управление рисками является неотъемлемой частью процессов управления, в том числе стратегического и операционного планирования;
· непрерывность – проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД»;
· охват всех видов деятельности – внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению;
· сбалансированность – объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.
КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ ХОЛДИНГА
Наибольшее влияние на основные показатели деятельности Компании могут оказать следующие внешние риски:
· ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов, заложенных в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД»;
· недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
· отсутствие или невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
· либерализация рынка грузовых и пассажирских перевозок.
Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных последствий рисков ОАО «РЖД» повышает клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализует программу повышения эффективности.
Категория рисков | Наименование риска | Вероятность | Степень воздействия | Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации |
Макроэкономические | Ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов | 20–50 % | 4 | Реализация комплекса мер по повышению эффективности, таких как повышение энергоэффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий, сдерживание роста цен, организационно-технические мероприятия |
Недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию | 20–50 % | 4 | Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД». Реализация комплекса мер по повышению эффективности | |
Государственное регулирование | Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта | 20–50 % | 3 | Поиск альтернативных источников финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке |
Изменение государственного регулирования, включая регулирование в сфере поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта | 20–50 % | 3 | Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД» | |
Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок | 5–20 % | 4 | ||
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок | 5–20 % | 4 | ||
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте | 5–20 % | 3 | Своевременное представление в государственные органы предложений по изменению нормативно-правовой базы с обоснованием с точки зрения экономики, безопасности и мирового опыта | |
Рыночные | Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений | 5–10 % | 2 | Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах |
Агрессивная ценовая политика компаний других видов транспорта | 5–20 % | 3 | Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями | |
Инвестиционные | Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры | 5–20 % | 4 | Оптимизация технических решений. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке |
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы | 5–20 % | 2 | Совершенствование системы управления и развитие компетенций в сфере проектного управления. Детализация планов реализации по проектам. | |
Налоговые | Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации | 20–50 % | 4 | Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики |
Управленческие | Недостаточность компетенций персонала в области управления | 5–10 % | 2 | Совершенствование системы управления с помощью консолидации и упрощения организационно-функциональных структур, а также развития процедур и методов управления |
Кадровые | Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя | 5–10 % | 3 | Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и профессиональной подготовке. Укрепление бренда работодателя |
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе | 5–10 % | 3 | Профессиональная ориентация молодежи в образовательных учреждениях, центрах довузовской подготовки, включая детские железные дороги. Организация целевой подготовки студентов и взаимодействие с вузами и техникумами. Реализация целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД», направленной на развитие и удержание молодых работников. Системная работа по обеспечению конкурентоспособного уровня оплаты труда работников Компании. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников | |
Научно-технические и технологические | Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта | 5–20 % | 3 | Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период 2016–2020 годов |
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок | 5–20 % | 2 | ||
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения | 5–20 % | 2 | ||
Технологические (внутренние) | Снижение безопасности движения вследствие: а) снижения надежности подвижного состава; б) снижения надежности объектов инфраструктуры | 5–20 % | 2 | Своевременное проведение капитального ремонта, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры, ремонта и обслуживания подвижного состава. Реализация инвестиционной программы |
Технологические (внешние) | Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании | 5–20 % | 2 | Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости |
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов | 5–20 % | 3 | Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками |