Глава 1. Теоретические аспекты особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ КОРРЕКЦИЯ

 

 

Выпускная квалификационная работа

Студентки ДЕМИДОВОЙ ВАЛЕРИИ АНДРЕЕВНЫ

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Группа    4»М»_______

Руководитель: Толстопятова А. С.     

 

Работа к защите допущена_________________________

 

 

Ногинск,2020

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.1. Понятие и сущность страха. Особенности детского страха. 5

1.2. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.. 11

1.3. Теоретическое основание психолого-педагогической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. 18

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 25

2.1. Обзор диагностических методик. 25

2.2. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 50

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является зада­ча поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Актуальность работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.

Объект исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.

Цель исследования:  изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая основа исследования - комплекс методов и методик,
направленных на решение поставленных задач включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть страхи у детей старшего дошкольного возраста.

3.  Изучить причины возникновения страха.

4.  Определить способы коррекции детских страхов и помочь детям избавиться от них

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1. Понятие и сущность страха. Особенности детского страха.

 

Детские страхи – это очень серьезная проблема и для современных детей, и для нас, взрослых. Более того, в отличие от многих других детских проблем, о которых можно с полной уверенностью сказать родителям: «Ничего, скоро он ее перерастет», в данном случае так утверждать нельзя. Ребенок растет, и страхи чаще всего растут вместе с ним. С возрастом у детей развивается воображение. Фильмы, книги, компьютерные игры, услышанные разговоры и реальные события дают реальную пищу для фантазий. И если ребенок к тому же склонен к невротическим страхам, фантазия действует против него. Страхи увеличиваются в количестве, становятся все более и более яркими и агрессивными. Они надвигаются на ребенка со всех сторон и буквально пожирают его душу. Жаль, что родители часто и не подозревают о том, что их детей терзают страхи. Большинство детей не склонно делиться со взрослыми своими переживаниями. Некоторые потому, что стесняются казаться трусами, другие боятся так сильно, что само обсуждение этой темы им невыносимо.

К настоящему времени существует множество определений страха.

У. Джеймс рассматривал страх как одну из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом, а также как «онтогенетический ранний» инстинкт человека.

По мнению А. Фрейд и 3. Фрейда, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией (А. Фрейд, З. Фрейд, 1993). В своей работе «Запрещение, симптом и страх» З. Фрейд определяет срах, как прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей (З.Фрейд, 2001).

Согласно А. Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе (С. Ю. Головин. 1998).

По мнению Г. Крайг, страх - это эмоция, которую человек пытается избежать или свести к минимуму, но в то же время страх, проявляясь в мягкой форме, способен побуждать к научению.

Э. Эриксон описывает страх как состояние опасения, сосредоточенного на изолированных и могущих быть узнанными угрозах, так что их можно трезво оценить и реалистически противостоять им.

Д. Айке считает, что страх - это душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Страх - это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность.

К. Изард пишет, что страх - это очень сильная эмоция, переживаемая как тревожное предчувствие, беспокойство. «Человек испытывает все больше неуверенности в собственном благополучии, страх переживается как чувство абсолютной незащищенности и неуверенности в собственной безопасности».

У человека возникает ощущение, что ситуация выходит из-под контроля. Он ощущает угрозу своему физическому и/или психологическому "Я", а в экстремальных случаях - даже угрозу своей жизни. К. Изард определяет страх как наиболее опасную из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти: животные, и человек могут быть испуганы буквально до смерти. Но при этом страх играет и позитивную роль: он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и.

И.П. Павлов определял страх, как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительную реакцию с лёгким торможением коры больших полушарий». Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. При этом существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.

Е.П. Ильин рассматривает страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Однако, как утверждает автор, если для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, то для человека как социального существа страх может стать препятствием для достижения поставленных им целей.

По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, можно констатировать, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Эмоция страха, как и многие другие эмоции, отличаются своей предрасположенностью к фиксации в памяти.

Доказано, что лучше и прочнее запоминаются те события, которые связанны с переживанием страха. Страх в отношении предметов и поступков, доставивших боль и неприятности, тем полезен, что побуждает к их избеганию в будущем. Страх является «своеобразным средством познания окружающей действительности, ведущим к более критичному, избирательному отношению к ней», пишет А. Захаров.

По мнению Л.С. Выготского: «Страх -- очень сильная эмоция, оказывающая весьма значительное влияние на поведение индивида и перцептивно-когнитивные процессы. Наше внимание резко снижается, когда мы испытываем страх, заостряясь на предмете или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх существенно ограничивает мышление, восприятие и свободу выбора индивида, создавая эффект «туннельного восприятия». Кроме того, страх резко ограничивает человека в свободе поведения. Можно сказать, что в страхе личность перестает принадлежать себе, она движима одним-единственным стремлением -- избежать опасности или устранить угрозу»

Однако бывают и страхи другого характера – невротические. В их основании – психические потрясения и травмы, непонимание взрослыми детских возрастных проблем, жестокость обращения, разногласия в семье, мнительность родителей. В таких случаях страхи приобретают патологический характер.

Вследствие чего в детстве страх – это самая распространенная реакция. Потому что инстинкт самосохранения в это время выражен очень активно, так как иначе маленький ребенок не мог бы выжить, а жизненного опыта еще нет. В этом видят многие психологи видят предпосылки для формирования страха явного или скрытого у детей. Внешние условия жизни маленького ребенка: режим, приемы воспитания, взаимоотношения в семье – во многом и определяют причины и характер формирования страха или находят свое нормальное выражение в умении истинно оценивать степень опасности различных жизненных ситуаций.

Как уже отмечалось, страх является эмоциональной реакцией, возникающей при испуге. В разном возрасте эти эмоции и причины испуга будут отличаться. Таким образом, общая и нервно-психологическая реакция ребенка вырабатывается неравномерно. Этапы более или менее плавного развития чередуются скачками, качественными взрывами, порой неистовыми и резкими. Первый возрастной кризис у детей выпадает приблизительно на 3 года, второй – на 6 – 7 лет, третий – около 13 лет.

У маленьких детей очень рано страх может появиться как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, малопонятную ситуацию, даже если в настоящий момент и нет прямой опасности. Дети обостренно реагируют на все новое, поэтому родители должны прогнозировать их поведение, защищать от внезапных и резких воздействий. Нервная система ребенка еще не укрепилась, жизненный опыт отсутствует, а область уверенности и спокойствия очень мала.

В основе многих страхов в дошкольном возрасте лежит аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни как одного из проявлений инстинкта самосохранения. Обычно боящиеся дети более осторожны и предусмотрительны, более эмоциональны и впечатлительны.

Родители должны понимать, что полное отсутствие страхов, скорее, исключение, чем правило, так как страх – это одна из эмоций человека. Не всегда страх – это плохо. Еще раз хочется отметить, что порой страх ребенка – это средство познания окружающей его действительности, защита, позволяющая избежать опасности! Разве обязательно нужно попасть в больницу, чтобы понять, что гулять по крыше опасно?! А что произойдет, если играть в футбол на дороге? В жизни люди часто попадают в ситуации, когда им становится страшно. Нет человека, который никогда и ничего не боялся бы. Даже самые отчаянные, смелые люди – герои правдиво признаются, что порой испытывают страх. Но герои потому и стали ими, что сумели справиться со своим страхом, верно оценить ситуацию и поступить так, как того требовали обстоятельства. Полное отсутствие страха к тому же может указывать на пониженную эмоциональность ребенка, недостаток чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью. Если у ребенка совершенно отсутствует чувство страха, это должно вызывать с их стороны такое же беспокойство, как если ребенок чего-то очень сильно боится. Иногда проявления отсутствия страха являются следствием каких-то тяжелых психических нарушений, если родители ребенка алкоголики. В этом случае, кроме неустойчивости внимания, разбросанности, непоседливости и возбудимости, типична нечувствительность ребенка к страхам и волнениям вообще. Чувства этого ребенка мимолетны, они легко обманывают, лгут, не испытывают даже в старшем возрасте чувства вины и раскаяния, легко причиняют другим боль. Таким образом, стоит отметить, что страхи нормальны. Они предохраняют ребенка от многих опасностей: прыжок с высокого дерева, горячая вода и т.д. Существуют и иные страхи, которые либо придуманы самим ребенком, в частности, чудища под кроватью, призраки, либо приобретены в течение жизни: страх перед собакой, отъезд, уход родителя и т.д.

Одни считают, что страх и тревога – это одно и то же понятие, объединяя их по присутствию чувства беспокойства, восприятия угрозы и отсутствию чувства безопасности. Другие, в том числе известный детский психиатр А.И. Захаров, долгое время занимавшийся проблемой детских неврозов и страхов, считают, что тревога и страх – это разные понятия, которые имеют большое количество, вполне, на мой взгляд, очевидных отличий.

Так, тревогу А.И. Захаров рассматривает как предчувствие опасности, как неопределенное чувство беспокойства, которое обращено к будущему, т.е. появляется в ожидании какого-либо события. Это событие трудно прогнозировать, оно может угрожать своими неприятными последствиями. Согласно наблюдениям психологов, тревога более характерна для ответственных людей с выраженным чувством собственного достоинства и долга, чувствительных к своему положению и признанию окружающих. То есть тревога является социально обусловленной формой реагирования и развивается у детей по мере развития у них чувства долга и собственного достоинства, а также ответственности за себя и своих близких. Предполагается также, что тревога появляется в левом полушарии головного мозга, ответственном за логическое мышление.

Таким образом, страх -  это, преимущественно, сигнал о внутренней или внешней опасности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: