Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

 

В настоящее время врачи, психологи достаточно подробно изучают тему детских страхов, так как в наше тревожное время она становится актуальнее с каждым годом.

Все детские страхи условно делятся на природные и социальные.

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и, кроме основных страхов смерти себя и родителей, могут включать страхи чудовищ, темноты, движущегося транспорта, призраков, животных, неожиданных звуков, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, боли, огня, пожара, крови, уколов, врачей и т.д.

Социальные страхи – это те страхи, которые связаны с жизнью ребенка в обществе. Ими могут стать страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д.

Какие же виды страхов могут развиться у вашего ребенка? На что должны обратить внимание родители, если их ребенок все чаще проявляет тревожность и обращается со словами: «Я боюсь»? В каком возрасте могут появиться те или иные страхи?

В специальной литературе можно прочитать о следующих видах страхов:

1. Страх отъезда матери, отца.

Этот страх может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего ему могут быть подвержены дети, которые очень зависимы от матери или отца, т.е. практически никогда не расстаются с ними. В том случае если ребенок с раннего возраста часто общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому, если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней или бабушкой, то пусть она проведет при вас несколько дней (5 – 6) с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с тридцати минут и продолжайте увеличивать время разлуки. Ваш малыш постепенно начнет привыкать к мысли, что вы обязательно к нему вернетесь. Знаменитый американский педиатр Б. Спок писал, что излишняя заботливость только лишь усиливает страх ребенка. Также его усиливают сомнения матери, которая начинает вести себя нерешительно, когда слышит крик своего ребенка при прощании. Маме или папе не следует чувствовать себя виноватыми в том, что они иногда оставляют своего малыша. Главное – делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить своему ребенку, что расставание необходимо, но оно не будет очень длительным.

2. Страх темноты, ночные страхи.

В возрасте 3 – 4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т.д. В это время фантазия ребенка может развиться настолько, что он способен вообразить себя на месте других людей и осмыслить все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но родителям необходимо помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами.

Часто появление чудовищ становится следствием злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они хранят в себе «дурные» ощущения и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться самому. Поэтому, давая ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, родители одновременно могут показать своему малышу путь владения собой.

Порой ночные страхи детей связаны с грабителями и похитителями детей, в особенности если такие события действительно имели место или обсуждались с ребенком взрослыми. С вашим ребенком, если он действительно стал бояться грабителей, похитителей детей и т.п., очень полезно проиграть те действия, которые он мог бы предпринять, если бы обнаружил ночью в доме, предположим, вора. Ваш малыш может, например, побежать в спальню родителей и позвать их на помощь. Покажите своему ребенку, что двери и окна вашего дома надежно заперты, поэтому ночью ему ничто не угрожает. Вместе с малышом можно также сконструировать для него сигнализацию или системы для устрашения воров-взломщиков и похитителей. По своему действию они должны стать «волшебным средством», позволяющим вашему ребенку вернуть самообладание, преодолеть свой страх. Часто очень поможет также специальная придуманная конструкция. Таковой может послужить все что угодно – от карманного фонарика до пустого аэрозольного баллончика.

Важно, чтобы спальня, постель стали для вашего ребенка местом, где он успокаивается, а не «отбывает наказание» за какое-либо непослушание. В последнем случае постель и комната будут вызывать у вашего малыша отрицательные эмоции. А спальня, вызывающая такие чувства, может стать ночью вместилищем всевозможных чудовищ. Чтобы избежать возникновения ночных страхов, установите в комнате ребенка ночное освещение, которое ваш малыш мог бы включать и выключать по своему желанию. Можно также предложить вашему малышу рисовать чудовищ, а затем разрывать эти рисунки в клочья или лепить их из пластилина, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это может позволить ребенку не только обнаружить свои «чудовищные» ощущения и эмоции, но и меньше страшиться чудовищ и, в конце концов, с вашей помощью обрести власть над ними.

3. Страх смерти.

В возрасте 4 – 5 лет дети начинают задавать родителям вопросы о смерти. Многие исследователи отмечают, что около 90% страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте так или иначе могут быть соотнесены со страхом смерти. Вот как это объясняет, например, психолог В. Карандашев: «Страх смерти в трех-пятилетнем возрасте – это симптом пробуждающегося самосознания. Само ощущение себя становится потребностью. А страх себя, не ощущать легко превращается в страх смерти. Страх небытия – вот чего, прежде всего, боится ребенок 3 – 5 лет. Но что значит небытие для него? С этим связаны и другие страхи, которые нередко посещают ребенка в этом возрасте. Чаще всего – это страх темноты, одиночества, замкнутого пространства».

В старшем дошкольном, младшем школьном возрасте страх умереть начинает приобретать более опосредованный характер. Это, прежде всего, связано с формированием у детей этого возраста абстрактного мышления, с формированием представлений о времени и пространстве, которые выражаются способностью устанавливать в общих чертах время – отдаленное и близкое, допускать мысли о том, что жизнь человека каким-то образом ограничена и имеет свои границы. Точкой отсчета жизни становится его рождение, с тайной которого дети этого возраста знакомятся в общих чертах, а концом – смерть, осознание которой повергает к ощущению неизбежности. Чувство этой неизбежности сопровождается у ребенка соответствующим страхом.

В 4 – 7 лет страх смерти у детей часто персонифицируется. Пугающими оказываются сказочные персонажи, например Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Эти отрицательные сказочные герои, по сути, воплощают «враждебные жизни силы». Страх Змея Горыныча, в частности, – это не что иное, как завуалированный страх огня и разрушения.

Многие психологи отмечают, что страх смерти в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте может проявляться и как страх несоответствия. Это означает, что он может появиться у детей, которые не уверены в себе. Страхи «быть не тем»: быть «плохим» ребенком, не оправдать ожидания родителей, – могут привести и к страху смерти. Иногда судить о значении для детей темы смерти можно не только по наличию страхов, но и на основе анализа особенностей детского фольклора. Под детским фольклором «обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, и творчество взрослых для детей». Дети придумывают или рассказывают друг другу различные страшилки о кладбищах, гробиках на колесиках. Иногда эти истории заканчиваются шуткой, что свидетельствует о желании детей победить самостоятельно чувство страха.

Отвечая на вопросы вашего ребенка о смерти, постарайтесь не напугать его. Попытайтесь спокойно разъяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы сами этого не боитесь, так как считаете это обыденным явлением. Не позабудьте при этом обнять малыша и ласково сказать, что вы его не оставите еще много-много лет.

В 4 – 5 лет дети часто боятся некоторых животных, даже в том случае, если они с ними раньше встречались. В этом случае не настаивайте, чтобы ребенок сам справился со своим страхом. Возможно, что пройдет несколько месяцев или дней и такой страх пройдет сам.

Страх воды. Никогда не толкайте силой своего ребенка в воду, а постарайтесь на своем примере показать, что вода – это большое удовольствие. Каждый страх должен побеждаться вашим действием или поступком ребенка. Если вы ничего не делаете и не помогаете ребенку, то никогда не сможете помочь заглушить страх. Поэтому часто очень хорошо помогают преодолеть различные страхи различные виды игр.

В возрасте от шести до семи лет у детей могут возникнуть следующие страхи:

1) вашего ребенка могут пугать странные, громкие и резкие шумы (в частности, похожие на звонок телефона, издаваемые животными или будильника, на звуки грома и ветра);

2) его могут страшить призраки, ведьмы и другие «потусторонние» существа;

3) в это время дети также начинают бояться повреждения тела, потери родителей или собственной пропажи;

4) в шесть – семь лет у ребенка может появиться страх оставаться одному ночью, часто это связано с появлением кошмаров или «дьявольских» созданий;

5) может также развиться боязнь ухода в школу (так называемый страх школы), в данном случае необходимо выявить причины;

Детский страх имеет ряд причин.

Причина первая и самая понятная: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедший с ребенком. Напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида бомж - жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка покусанного собакой или запертого в лифте развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

Отсюда переходим ко второй причине детских страхов - особенностям характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части - от нас, взрослых.

Поэтому далее идет причина третья - запугивающее воспитание.

«Не ляжешь спать, тебя баба - яга заберет!». «Не шуми, а то дядя - шофер тебя уведет с собой!». «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!». Наверняка вы слышали и не раз подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это просчет не его, а ваш и наказывать его за это несправедливо. Тем более - наказывать страхом. Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он довольно быстро разберется в том, что дяде - шоферу нет никакого дела до его криков, а баба - яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых боятся этого вовсе не стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А, значит, врать можно. Возможен и другой вариант - ваш малыш вам действительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от бабы - яги. Каково остаться один на один со своим страхом? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а какая-то баба - яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек - мать или отец. Это достаточно сильно.

Причина четвертая - тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам - заболеешь», «Не ходи один во двор - там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причина пятая - детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий - привычная среда обитания для малышей - дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может быть, потому, что не может быть никогда...». А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому - страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

И, наконец, причина шестая - наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание - возможно у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту.

Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает ваш ребенок. Высмеивание страхов просто недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Отнеситесь ко всему, что он вам сообщает по этому поводу с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого) боится ваш ребенок? Как это выглядит (можно ли его нарисовать)? Что «это» может сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу? Такое серьезное и конструктивное отношение с вашей стороны - мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется, мама не боится, мама рядом и она уверена, что с «этим» можно справиться. А мама всегда права. Кроме того, проговаривание (а еще лучше - прорисовывание) страха сильно уменьшает его силу. Попробуйте таким образом поработать со своим ребенком. В том случае, если встретите какие-то затруднения - есть повод обратиться к специалисту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: