Выпускники часто рассматривают трудоустройство как проблему, свя-занную с тем, что работодатели не заинтересованы в них как в работниках из-за отсутствия профессионального опыта. Однако среди работодателей есть такие, которые стремятся набирать на работу студентов или выпускников ву-зов. Среди положительных моментов приема на работу студентов они обыч-но выделяют следующие:
● отсутствие большинства стереотипов, присущих работникам со ста-жем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству, исследова-тельский интерес;
● социальная и профессиональная мобильность молодых работников ввиду отсутствия у них профессионального опыта и диплома;
● умеренность требований к размеру вознаграждения, обусловленная как нематериальным интересом (удовлетворенность работой, амбициями
и т. д.), так и материальным – получение пусть небольших, но самостоя-тельно заработанных денег, делающих их независимыми. Кроме того, сту-дент ожидает, что, став специалистом, он получит желаемое вознагражде-ние в перспективе, а, следовательно, может позволить себе согласиться и на меньшую оплату труда в настоящее время;
● более высокая лояльность к своей компании молодых специалистов, «воспитанных» внутри нее, и большая их ориентированность на результа-
ты по сравнению со специалистами, имеющими опыт работы и пришедши-ми с рынка труда1.
Стоит порадоваться за студента или выпускника, встретившего тако-го работодателя, в этом случае он сможет получить неоценимый профес-сиональный опыт, развить свои способности, проявить себя и т. п.
Но наряду с положительными моментами работодатели отмечают и ряд недостатков, которые возникают при приеме на работу выпускников вузов.
1 Екомасов В. В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов//Официаль-
ный сайт журнала «Кадры предприятия». URL: http://www.kapr.ru/articles/2003/3/513.html.
18
Знание этих недостатков поможет студентам избежать проблем с работода-телями, адаптироваться на рабочем месте и успешно построить карьеру. Например, следует помнить следующее:
● студенты и выпускники вузов не имеют еще достаточного профес-сионального опыта, поэтому работодателю придется проявлять особое вни-мание к работе молодого специалиста, потому что результаты деятельности этого специалиста будут влиять на общее дело;
● часто выполнение профессиональных обязанностей требует дообу-чения молодого специалиста, а, следовательно, дополнительных вложений
в его профессиональный опыт от работодателя, поэтому выпускнику следу-ет самому проявлять инициативу в приобретении новых знаний, умений и ком-петенций для создания у работодателя положительного впечатления о себе;
● особое внимание руководителей к профессиональной деятельности молодого специалиста (например, продвижение и обучение) может привес-ти к общей напряженности в трудовом коллективе, поэтому выпускнику сле-дует расценивать подобное внимание как авансирование доверия, как стрем-ление помочь новичку адаптироваться к новым условиям;
● молодежь – наиболее подвижная часть общества и работодателей на-прягает возможная непредсказуемость поведения молодого специалиста, ко-торый, по их мнению, может легко уволиться или уйти к конкурентам (от-
страненность выпускника и культивирование им ситуации своего временного положения, отсутствие идентификации себя с компанией может привести к неприятию его как нового сотрудника. В связи с этим молодому специали-сту важно показывать свою лояльность к внутрифирменным правилам и прин-ципам работы, проявлять намерение на долгосрочное сотрудничество);
● студенты зачастую демонстрируют недостаточное умение управлять собой, своим рабочим временем, адекватно выстраивать отношения с други-ми сотрудниками. Например, желая произвести благоприятное впечатление на работодателя, молодые специалисты берут на себя слишком много обязан-ностей, рискуя не справиться с ними и оставить о себе впечатление как о без-ответственном работнике или, проявляя максималистскую нетерпимость к лич-ностным особенностям других сотрудников, резко критикуя сложившуюся корпоративную культуру, рискуют создать конфликтные ситуации (выпуск-никам следует проявлять толерантность к другим работникам, а также лич-ную организованность и ответственность);
● начало профессиональной карьеры часто приводит к обострению проб-
лем, обусловленных новым социальным статусом, новой социальной ролью,
19
изменениями условий быта, а в отношении девушек – это еще и сложности, связанные с изменением семейного положения (появление забот о семье, рож-дение ребенка и т. д.), поэтому у молодых специалистов часто изменяются требования к работе, цели трудоустройства, стиль поведения (молодому спе-циалисту важно уметь не переносить личные и семейные проблемы на рабо-ту, умело сочетая личные и профессиональные интересы)1.
Минимизация описанных негативных проявлений, отмечаемых рабо-тодателями при приеме на работу молодого специалиста, позволит выпуск-нику сломать сложившиеся стереотипы его восприятия и закрепиться в ком-пании, начав свой профессиональный путь.