Телефонный разговор –один из способов поиска работы,которыйможно использовать наряду с личным посещением и письменным заявле-нием и который заслуживает детального рассмотрения.
Исследования показывают, что поиск работы с помощью телефона является одним из эффективных способов быть приглашенным на собесе-дование и, следовательно, в дальнейшем получить работу. Однако, одно-временно это наименее распространенный способ интенсивного поиска ра-боты, что объясняется отсутствием у соискателя навыков телефонных разго-воров, преследующих конкретные цели, и неуверенностью самого кандидата.
Психологически оказывается более простым искать работу при помощи третьих лиц или с помощью писем, потому что в этом случае отказ не носит
48
«личного» характера и более «безопасен». Однако соискатели забывают о том, что нанимателю психологически гораздо сложнее отказать в трудоустройстве по телефону, чем просто выбросить письмо соискателя в корзину или сказать «нет» третьему лицу. Поэтому хорошо проведенный телефонный разговор с потенци-альным нанимателем достаточно часто завершается приглашением на личное собеседование или нахождением еще одной возможности трудоустройства.
|
|
Телефонный разговор может быть полезен:
● для получения справок по рекламируемым рабочим местам;
● «поисковых» телефонных звонков по организациям;
● для контактов с людьми, которые могут оказать помощь или пре-
доставить информацию о возможностях трудоустройства1.
Телефонное общение дает возможность учитывать и «обходить» фак-тор времени:
● рекламируемые вакансии могут быть быстро заняты, а благодаря телефонному звонку есть возможность заявить о себе раньше конкурентов,
договориться о встрече;
● позвонив по телефону, кандидат получает незамедлительный ответ и, следовательно, может планировать дальнейшие действия, не теряя времени.
Звонок по телефону предоставляет новые возможности: даже если вакансия уже занята, всегда можно поинтересоваться альтернативными (еще незанятыми) или потенциально возможными вакансиями.
Звонок по телефону – это прекрасный шанс рассказать о своих дос-тоинствах в лучшем свете. Особенно это актуально для застенчивых и не-уверенных в себе людей.
Техника ведения телефонных разговоров имеет ряд важных особен-ностей. Во-первых, собеседники не могут оценить ни внешние данные друг друга, ни выражение лица, ни другие невербальные аспекты, которые по-могают судить о человеке и характере общения с ним. Они слышат только голоса друг друга. Успех дела зависит во многом от умения вести разговор и культуры речи. Поэтому специалисты рекомендуют готовиться к теле-фонным переговорам следующим образом:
|
|
● заранее приготовить вопросы (написать на бумаге);
● потренироваться (проговорить вслух возможные вопросы, проду-
мать ответы);
1 Мухин Л. Н ., Суднева О. Ю. Как вести себя на рынке труда.С. 19–25.
49
● подготовить необходимые документы: дипломы об образовании, ре-зюме, трудовую книжку;
● иметь под рукой чистый лист бумаги и ручку для того, чтобы записать нужную информацию.
Иногда, по мнению психологов, помогает и внешняя подготовка, кото-рая сводится к тому, что человек надевает деловой костюм, занимает удоб-ную позицию (за письменным столом) и только после этого приступает к те-лефонным звонкам. В данном случае внешняя атрибутика призвана сформи-ровать внутреннюю готовность (настроенность) на телефонный разговор.
При подготовке к телефонному разговору необходимо учесть следующее:
● звонить по вакансиям предпочтительно в первой половине дня, так как в это время больше вероятность застать руководителя на месте и дого-вориться с ним о встрече;
● телефон предприятия, а также имя и должность будущего собесед-ника следует уточнять заранее;
● следует обязательно записывать имя «телефонного» собеседника. Важно иметь позитивный настрой и четкое произношение. Это уве-
личит шанс на успех при телефонном разговоре.
Во время телефонного разговора рекомендуется соблюдать опреде - ленные правила:
● представляться следует полностью, назвав фамилию, имя и отчество. Необходимо сообщить причину обращения и узнать, может ли собеседник вес-ти переговоры по данному вопросу. Если нет – выяснить, как можно связаться
с представителем, уполномоченным вести переговоры, его имя и отчество;
● при разговоре по телефону для составления благоприятного мне-
ния о себе необходимо помнить о важности правильности речи, вежливо-сти и доброжелательной (в крайнем случае, нейтральной) интонации;
● важно не спешить при разговоре, так как незнакомая информация усваивается медленно;
● необходимо помнить о том, что следует стараться «слышать» собе-
седника, не перебивать, не забрасывать вопросами, выдерживать паузы, не быть навязчивым, не разговаривать с набитым ртом. Также следует прояв-лять инициативу (например, узнать, не нужно ли что-нибудь уточнить, по-вторить, продиктовать);
● независимо от исхода переговоров очень важно вежливо закончить раз-
говор. Следует поблагодарить собеседника за потраченное время и за помощь.
50