Петровское барокко. Новый идеал города – Санкт-Петербург. Творчество Трезини «Петропавловский собор» – символ города. Кунсткамера

Петр I построил новую столицу России - Санкт Петербург. Город назван в честь Святого апостола Петра. Он воплотил мечту о новом идеальном городе. Петербург строился не так как Москва, а по заранее составленному плану. Который представлял прямоугольную сеть улиц, главных проспектов, исходящих в одной точке. Первым зодчим молодой столицы стал Доменико Трезини.

Доменико Трезини создатель стиля «Петровское барокко» - так называется художественный стиль являвшийся отражением личных вкусов Петра. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов.

Особенности стиля:

1) Рациональность;

2) Простота построения;

3) Чёткость членений;

4) Сдержанность убранства;

5) Плоские фасады, но в то же время праздничность;

6) Симметрия (по оси здания главный вход);

7) Праздничность.

Под его началом шло строительство Петропавловской крепости (каменная). Петропавловская крепость никогда не использовалась по своему прямому назначению. Она функционировала как тюрьма для политзаключенных.

Петропавловская крепость - это исторический центр, а в центре крепости - Петропавловский собор – сердце города. Собор выглядит необычно для православного храма, это не крестово-купольный храм, а базилика - самая высокая церковь в России, 3-х ярусная колокольня, увенчана шпилем с фигурой ангела. Здесь похоронены почти все русские императоры, начиная с Петра 1. Высокий шпиль был настолько удачным решением, что позже другие архитекторы приняли этот приём. Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе. Стены оформлены плоскими колоннами — пилястрами. Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Кунсткамера – первый русский музей «Кабинет редкостей».

Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал перевезти и свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "государев Кабинет". Они оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ними понадобился целый штат. Назвали помещение на европейский манер Кунсткамерой.

Строительством руководили архитекторы Маттарнови, Гербель и Киавери.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы. Прямоугольные окна разделяются лопатками, играющими роль основных вертикальных членений.

15
11)Романтизм. Жерико «Плот медузы», Делакруа «Свобода ведущая народ»

Романтизм – идейное и художественное движение в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – первой пол. 19 в. Проявился в изобразительном искусстве, отчасти в архитектуре, а также в музыке, театре и гуманитарных науках. Термин появился в кон. 18 в., когда романтическим называли всё необыкновенное, волнующее, похожее на то, что описывают в романах.

Особенности:

1) Изображение экзотической природы;

2) Изображение героя в необычных обстоятельствах;

3) Произвольность композиции;

4) Динамичность;

5) Отсутствие чётких контуров;

6) Использование контрастных цветов;

7) Необычность цветового решения.

Делакруа - французский художник, один из самых ярких представителей романтизма. Родился в семье министра правительства Директории, получил классическое образование в Императорском лицее. Оставшись в 16 лет сиротой, Делакруа поступил в мастерскую П. Н. Герена, а затем в Школу изящных искусств.Сюжет картины «Свобода, ведущая народ» В образе прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу, художник нашёл пластическую формулу революционной Франции. Во время путешествия в Англию Делакруа был потрясён трагедиями Шекспира и в течение всей дальнейшей жизни обращался к сюжетам и персонажам великого драматурга

«Свобода, ведущая народ»

Сюжетикомпозиция. Сюжет полотна навеян революционным восстанием в Париже в июле 1830 г. и рассказывает о фрагменте жаркого сражения, где отряд вооруженных повстанцев через тела своих погибших товарищей и сквозь свист пуль пробивается к намеченной цели. Впереди всех, с поднятым в одной руке трехцветным флагом французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина. Это Свобода, увлекающая людей в атаку. На ней фригийский колпак, характерный для якобинцев и обнаженная грудь, что символизирует неистовое желание революционеров идти на королевские штыки. Кисть живописца безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества. Делакруа также присутствует на картине в образе мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что участия в уличных боях он не принимал.

По отношению ко всей картине, самый светлый объект здесь – это образ свободы. Это сделано художником для того, чтобы зритель в первую очередь обращал своё внимание на женщину, через образ которой художник пытался передать её намеренья.

Колорит. Картина написана серыми, голубыми, красными и желтыми цветами.

Теодор Жерико. Прожил очень короткую жизнь – всего 32 года – так что вся его биография – это молодость, указавшая новый путь в развитии живописи 19 века – романтизм. Еще в детстве и ранней юности Жерико отличался своенравием, а позже, когда учился в мастерских, учителя отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией. Вскоре юный художник, устав от строгой классики, стал тяготеть к свободной живописи фламандских художников. Он изучал их манеру, приемы, колорит. И эта живопись оказалась более близкой сердцу неукротимого Жерико.

«Плот медузы»

Сюжет и композиция. Всех персонажей Жерико поместил на ближний план. Уставшие, истощенные люди, находящиеся на плоту, заметили приближение судна. У каждого из них своя манера поведения. Одни полумертвые, а другие лишились рассудка и не реагируют на происходящее. Тех, у кого тлеет надежда на спасение, очень мало. Этот контраст фигур создает динамику композиции. К тому же, художник подчеркивает его освещением, которое падает на полотно сверху. Вся композиция картины разделена на несколько частей. Живописец отказался от использования классических параллелей. Изображенные на переднем плане обнаженные тела умерших отсылают зрителей к традиционным мотивам о триумфе и превосходстве смерти над жизнью, свойственных европейскому искусству того времени. Океан на полотне практически не виден, но художнику в полной мере удалось передать ощущение нависшей над людьми угрозы и бессилия человека над безжалостной стихией.

Колорит и исполнение. Через картину за счёт мастерства художника передаются страдания и боль персонажей картины. Зритель проникается сочувствием и состраданием к участникам картины. Написана серыми, зелеными и коричневыми цветами.

Соцреализм

16


13)Импрессионизм. Моне «Впечатление. Восход Солнца». Дега «Голубые танцовщицы».

Импрессионизм (от фр. впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции. Художники впервые выходят на пленэр (живопись на открытом воздухе, а не в мастерской, передающая реально существующие в природе переходы и оттенки света, цвета и воздушной среды). Название течения дала картина Клода Моне-Впечатление. Восход Солнца. Художники выходят на пленэр.

Клод Моне -основатель направления. Писал широкими, крупными мазками. Отображая изменчивую природу, сложные эффекты освещения, взаимодействия света и цвета в разные время дня и года.

«Впечатление. Восход Солнца»

Сюжет и композиция. На картине «Впечатление» художник изобразил и солнце, и небо одинаково тусклыми, что перелает зрителю ощущение сырости воздуха и утренние сумерки. Но что удивительно, Моне написал это яркими красками, ничуть не ослабив их насыщенность, что не смогло бы так удивить и заинтересовать зрителя. Хочется отметить, что отражения солнца в воде и непосредственно само светило изображены одними цветами. Если сделать картину черно-белой, то эти образы почти исчезнут с холста.

Колорит и исполнение. В картине есть синий и желтый цвет.

 

Эдгар Дега -сын банкира. Вопреки желанию родителей посвятил себя живописи. Из-за плохого зрения работал в мастерской, использовал фотографии. Много работал в технике пастели. Художник использует яркие сочетания цветов. Спонтанность в его работах -результат необычной композиции.

"Голубые танцовщицы"

Сюжет и композиция. На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Благодаря этому мы словно бы захвачены их занятием: за кулисами в ожидании выхода балерины поправляют наряды. Искусно переданное движение танцовщиц создает ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику.

Колорит и исполнение. Картина написана пастелью, что придает мягкость и легкость. Голубой, коричневый, желтый и белый.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: