Уроки 122-123. ВОЙНА — «ПРОТИВНОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ И ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ПРИРОДЕ СОБЫТИЕ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

(ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

БОРОИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ III ТОМА РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)

Цели уроков: пояснить учащимся основные положения взглядов Толстого на происхожде-

ние, сущность, и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на

изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в

жизни героев романа: усвоить содержание основных эпизодов и сцен т. III.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания:

1. Чтение наизусть выхченного отрывка.

2. Каковы отличительные черты характера Наташи Ростовой?

3. Что нового мы узнаем о ней после охоты?

4. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?

II. Чтение и комментирование текста (т. III ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).

П оя сн ен и е уч и т ел ем основных положений взглядов Толстого на происхождение, сущ-

ность и смену исторических событий и роли в них народа. Взгляды писателя на значение личности

в истории.

Л. Н. Толстой утверждает, что объяснить происхождение исторических событий «отдельно

взятыми поступками отдельно взятых людей» нельзя. Ни один человек не в силах повернуть ход

истории по своей единоличной воле, не может «преградить путь» движению народных масс.

В чем причины происхождения исторических событий, в том числе и таких, как войны?

Толстой перечисляет множество причин, а затем как бы подытоживает: «Эти и еще бесчисленное,

бесконечное количество причин...» Совпадение интересов многих людей (народных масс) является

причиной, чтобы совершилось такое историческое событие, как война.

Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а совокупность их,

народ. Миллионные массы простых людей, а не полководцы и цари бессознательно творят исто-

рию, двигают общество вперед, совершают все великое и героическое. Судьб ы России определяют-

ся поведением всех людей страны.

Толстой не дает однозначной оценки такого сложного явления, как война. Отрицая войну,

как величайшее зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», п и-

сатель в то же время прославляет народ, взявшийся за оружие, чтобы защитить свою землю, народ,

объединенный чувством патриотизма.

Фатализм Толстого, по мнению многих критиков, связан с его пониманием стихийности.

«Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений...» Проповедь стихийного,

отказ от разумного участия в исторических событиях — ошибка Толстого.

По мнению писателя, роль личности в истории не имеет никакого значения. «Стихийность

движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь под-

чиниться предписанному свыше направлению событий» [9. С. 247]. Так Толстой сводит задачу ис-

торической личности к наблюдению и следованию за событиями.

III. Работа над эпизодами и сценами из т. III «Войны и мира». (Пересказ, анализ сцен,

беседа по вопросам, чтение цитат.)

1. Эпизод «Переправа французов через Неман» (т. III. ч. 1, гл. 2).

В оп ро с ы:

1) Как показана армия Наполеона и ее дух?

2) Каково отношение солдат к своему императору?

92

3) Что общего между ними?

(Толстой подчеркивает восторженное отношение солдат к своему императору, «слепую

любовь» к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех франц у-

зов.)

2. Эпизод «Оставление Смоленска» (т. III. ч. II, гл. 4—5).

В оп ро сы:

1) Как простой народ реагирует на происходящее?

2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора.

(Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают г о-

род. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной

земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось

врагу. «Земля горела под ногами французов!»)

3. Эпизод «Оставление Москвы ее жителями» (т. III ч. I, гл. 18—23).

В оп ро с ы:

1). Как ведут себя жители Москвы?

2). Как решают помочь спасению Отечества Пьер Безухов, Ростовы, Болконский?

(«Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил... что он отдает тысячу

человек и их содержание. Старик Ростов... согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его

в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества,

собирает ополчение. Все это — первые проявления того великого, истинного, народного патрио-

тизма, который, по Толстому, спас Родину.)

3) А как ведут себя в момент опасности для Родины представители чиновно-

аристократического общества?

(«Те же были выходы, базы, тот же французский театр... те же интересы службы и интри-

ги».)

Гневно обличает Толстой поступки отдельных представителей чиновно-

аристократического общества, разоблачает молодых людей, которые «ловили рубли, кресты, чины».

4) Как отнеслись люди разных сословий России к решению Кутузова оставить Москву? Ка-

ково ваше мнение?

5) Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя

победителями?

IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: