ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ И ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ПРИРОДЕ СОБЫТИЕ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.
БОРОИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ОБЗОР
СОДЕРЖАНИЯ III ТОМА РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)
Цели уроков: пояснить учащимся основные положения взглядов Толстого на происхожде-
ние, сущность, и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на
изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в
жизни героев романа: усвоить содержание основных эпизодов и сцен т. III.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания:
1. Чтение наизусть выхченного отрывка.
2. Каковы отличительные черты характера Наташи Ростовой?
3. Что нового мы узнаем о ней после охоты?
4. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?
II. Чтение и комментирование текста (т. III ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
П оя сн ен и е уч и т ел ем основных положений взглядов Толстого на происхождение, сущ-
ность и смену исторических событий и роли в них народа. Взгляды писателя на значение личности
|
|
в истории.
Л. Н. Толстой утверждает, что объяснить происхождение исторических событий «отдельно
взятыми поступками отдельно взятых людей» нельзя. Ни один человек не в силах повернуть ход
истории по своей единоличной воле, не может «преградить путь» движению народных масс.
В чем причины происхождения исторических событий, в том числе и таких, как войны?
Толстой перечисляет множество причин, а затем как бы подытоживает: «Эти и еще бесчисленное,
бесконечное количество причин...» Совпадение интересов многих людей (народных масс) является
причиной, чтобы совершилось такое историческое событие, как война.
Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а совокупность их,
народ. Миллионные массы простых людей, а не полководцы и цари бессознательно творят исто-
рию, двигают общество вперед, совершают все великое и героическое. Судьб ы России определяют-
ся поведением всех людей страны.
Толстой не дает однозначной оценки такого сложного явления, как война. Отрицая войну,
как величайшее зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», п и-
сатель в то же время прославляет народ, взявшийся за оружие, чтобы защитить свою землю, народ,
объединенный чувством патриотизма.
Фатализм Толстого, по мнению многих критиков, связан с его пониманием стихийности.
«Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений...» Проповедь стихийного,
отказ от разумного участия в исторических событиях — ошибка Толстого.
По мнению писателя, роль личности в истории не имеет никакого значения. «Стихийность
|
|
движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь под-
чиниться предписанному свыше направлению событий» [9. С. 247]. Так Толстой сводит задачу ис-
торической личности к наблюдению и следованию за событиями.
III. Работа над эпизодами и сценами из т. III «Войны и мира». (Пересказ, анализ сцен,
беседа по вопросам, чтение цитат.)
1. Эпизод «Переправа французов через Неман» (т. III. ч. 1, гл. 2).
В оп ро с ы:
1) Как показана армия Наполеона и ее дух?
2) Каково отношение солдат к своему императору?
92
3) Что общего между ними?
(Толстой подчеркивает восторженное отношение солдат к своему императору, «слепую
любовь» к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех франц у-
зов.)
2. Эпизод «Оставление Смоленска» (т. III. ч. II, гл. 4—5).
В оп ро сы:
1) Как простой народ реагирует на происходящее?
2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора.
(Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают г о-
род. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной
земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось
врагу. «Земля горела под ногами французов!»)
3. Эпизод «Оставление Москвы ее жителями» (т. III ч. I, гл. 18—23).
В оп ро с ы:
1). Как ведут себя жители Москвы?
2). Как решают помочь спасению Отечества Пьер Безухов, Ростовы, Болконский?
(«Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил... что он отдает тысячу
человек и их содержание. Старик Ростов... согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его
в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества,
собирает ополчение. Все это — первые проявления того великого, истинного, народного патрио-
тизма, который, по Толстому, спас Родину.)
3) А как ведут себя в момент опасности для Родины представители чиновно-
аристократического общества?
(«Те же были выходы, базы, тот же французский театр... те же интересы службы и интри-
ги».)
Гневно обличает Толстой поступки отдельных представителей чиновно-
аристократического общества, разоблачает молодых людей, которые «ловили рубли, кресты, чины».
4) Как отнеслись люди разных сословий России к решению Кутузова оставить Москву? Ка-
ково ваше мнение?
5) Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя
победителями?
IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни