4.1. После пуска необходимо периодически контролировать параметры холодильной установки. Нормальная работа установки характеризуется:
.1. поддержанием заданных температур и влажности воздуха в охлаждаемых помещениях, обуславливаемых технологией перевозки;
.2. разностью температур охлаждающей воды на выходе из конденсатора и входе в него, температурой и давлением конденсации, которые должны соответствовать данным, приведенным в графах 2, 3, 4 и 5 табл.VIII.1 и VIII.2;
.3. температурой кипения хладона, которая должна быть на 4-6 °С ниже средней температуры рассола в испарителях, а при непосредственном испарении - ниже температуры воздуха в охлаждаемых помещениях на 9-10 °С в установках большой производительности и на 12-20 °С в установках малой производительности;
.4. величиной перегрева паров хладона во всасывающих трубопроводах (до теплообменника) каждого испарителя в отдельности, которая должна поддерживаться в пределах: 1-1,5 °С - для кожухотрубных испарителей; 2-3 °С - для затопленных змеевиковых; 5-10 °С - для незатопленных с верхней подачей жидкого хладона;
.5. величиной перегрева паров хладона (после теплообменника) на всасывающей стороне компрессора, которая должна быть в пределах, рекомендованных в графах 1 и 14 табл.VIII.1 и VIII.2;
.6. температурой паров хладона в нагнетательном трубопроводе компрессора, которую следует поддерживать в пределах, рекомендованных в табл.VIII.1 и VIII.2 (графы 6-13), а для установок с воздушным охлаждением конденсаторов и холодильных установок шкафов с водяным охлаждением конденсаторов в соответствии с табл.VIII.3 и VIII.4, при этом:
для поршневых компрессоров допускается отклонение в большую сторону на 10-25 °С;
максимальная температура нагнетания не должна превышать: для поршневых компрессоров на хладоне-12 - 125 °С, для поршневых компрессоров на хладоне-22 - 140 °С, для винтовых компрессоров на хладоне-22 - 90 °С.
.7. нагревом компрессора (картер, сальник, цилиндры, крышки), при этом:
температура картера не должна превышать температуру машинного отделения более чем на 25-30 °С;
температура крышки компрессора с нагнетательной стороны должна быть близкой к температуре нагнетательного трубопровода (см. табл.VIII. 1 и VIII.2, графы 6-13; п.4.1-6);
.8. давлением смазочного масла;
.9. перепадом температур рассола на входе в испаритель и выходе из него, который при установившемся режиме должен быть равен 1-2 °С;
.10. разностью между средними температурами воздуха и рассола в воздухоохладителях, которая при установившемся режиме должна быть равна 8-11 °С;
.11. концентрацией рассола;
.12. разностью температур воздуха на входе в воздухоохладитель и на выходе из него;
.13. допустимой нагрузкой по току электропривода.
Таблица VIII.1
Перегрев паров хладона-12 на входе в компрес- сор, °С | Темпе- ратура охлаж- дающей воды на входе, °С | Темпе- ратура охлаж- дающей воды на выходе, °С | Темпе- ратура конден- сации, °С | Дав- ление конден- сации МПа (бар) | Температура паров хладона-12 в конце сжатия при температуре испарения, °С
| Примечание | |||||||
+5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 | -25 | -30 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
10 | - 10 | 14 | 19 | 0,46 (4,6) | 32 | 32 | 33 | 34 | 36 | 37 | 38 | 40 | Рекомендуется при затопленных испарителях |
15 | 18 | 23 | 0,53 (5,3) | 36 | 36 | 37 | 38 | 40 | 42 | 44 | 46 | ||
20 | 23 | 28 | 0,62 (6,2) | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 48 | 50 | 52 | ||
25 | 27 | 33 | 0,72 (7,2) | 47 | 48 | 49 | 50 | 52 | 53 | 55 | 57 | ||
30 | 32 | 38 | 0,83 (8,3) | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 60 | 63 | ||
20 | 10 | 14 | 19 | 0,46 (4,6) | 42 | 42 | 43 | 44 | 45 | 47 | 49 | 51 | Рекомендуется при наличии теплообмен- ника и незатоплен- ных испарителях |
15 | 18 | 23 | 0,53 (5,3) | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 52 | 54 | 57 | ||
20 | 23 | 28 | 0,62 (6,2) | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 | 61 | 63 | ||
25 | 27 | 33 | 0,72 (7,2) | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 63 | 65 | 67 | ||
30 | 32 | 38 | 0,83 (8,3) | 63 | 63 | 65 | 66 | 67 | 68 | 72 | 73 | ||
30 | 10 | 14 | 19 | 0,46 (4,6) | 51 | 52 | 53 | 54 | 56 | 58 | 60 | 62 | Рекомендуется при развитом теплообмен- нике и незатопленных испарителях |
15 | 18 | 23 | 0,53 (5,3) | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 63 | 65 | 67 | ||
20 | 23 | 28 | 0,62 (6,2) | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 | 71 | 73 | ||
25 | 27 | 33 | 0,72 (7,2) | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 73 | 76 | 79 | ||
30 | 32 | 38 | 0,83 (8,3) | 73 | 74 | 75 | 76 | 78 | 80 | 82 | 85 | ||
45 | 20 | 23 | 28 | 0,62 (6,2) | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 85 | 87 | 90 | При перевозке замороженных мяса и рыбы и при высокой температуре забортной воды |
25 | 27 | 33 | 0,72 (7,2) | 83 | 84 | 85 | 86 | 88 | 90 | 92 | 95 | ||
30 | 32 | 38 | 0,83 (8,3) | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 96 | 98 | 101 | ||
32 | 34 | 40 | 0,88 (8,8) | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 97 | 99 | 102 |
Таблица VIII.2
Перегрев паров хладона-22 на входе в компрес- сор, °С | Темпе- ратура охлаж- дающей воды на входе, °С | Темпе- ратура охлаж- дающей воды на выходе, °С | Темпе- ратура конден- сации, °С | Дав- ление конден- сации МПа (бар) | Температура паров хладона-22 в конце сжатия при температуре испарения, °С
| Примечание | |||||||
+5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 | -25 | -30 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Не более 10 | 10 | 14 | 19 | 0,81 (8,1) | 38 | 41 | 44 | 47 | 50 | 53 | 56 | 60 | Рекомендуется при затопленных испарителях |
15 | 18 | 23 | 0,92 (9,2) | 45 | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 | 63 | 67 | ||
20 | 23 | 28 | 1,06 (10,7) | 52 | 55 | 58 | 61 | 64 | 67 | 70 | 74 | ||
25 | 27 | 33 | 1,23 (12,5) | 60 | 63 | 66 | 69 | 72 | 75 | 78 | 82 | ||
30 | 32 | 38 | 1,4 (14,3) | 68 | 71 | 74 | 77 | 80 | 83 | 86 | 90 | ||
20 | 10 | 14 | 19 | 0,81 (8,1) | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 | 63 | 66 | 71 | Рекомендуется при наличии теплообменника и незатопленных испарителях |
15 | 18 | 23 | 0,92 (9,2) | 55 | 58 | 61 | 64 | 67 | 70 | 73 | 78 | ||
20 | 23 | 28 | 1,06 (10,7) | 62 | 65 | 68 | 71 | 74 | 77 | 80 | 85 | ||
25 | 27 | 33 | 1,23 (12,5) | 70 | 73 | 76 | 79 | 82 | 85 | 88 | 93 | ||
30 | 32 | 38 | 1,4 (14,3) | 78 | 81 | 84 | 87 | 90 | 93 | 96 | 101 |
Таблица VIII.3
Тип установки | Температура воздуха в помещении, где работает холодильный агрегат, °С
| |||
18 | 28 | 38 | 48 | |
Шкафы с плюсовыми температурами, работающие на хладоне-12 | 48 | 59 | 72 | 82 |
То же, на хладоне-22 | 70 | 80 | 100 | 110 |
Низкотемпературные прилавки, работающие на хладоне-12 | 52 | 63 | 76 | 86 |
То же на хладоне-22 | 80 | 95 | 110 | 125 |
Таблица VIII.4
Тип установки | Температура охлаждающей воды, °С
| ||
10 | 20 | 30 | |
Шкафы с плюсовыми температурами, работающие на хладоне-12 | 34 | 45 | 55 |
То же, на хладоне-22 | 52 | 70 | 80 |
Низкотемпературные прилавки, работающие на хладоне-12 | 37 | 48 | 58 |
То же, на хладоне-22 | 65 | 80 | 95 |
4.2. Работа холодильной установки, эксплуатируемой без постоянно установленных контрольных приборов, считается нормальной, если:
.1. выдерживаются заданные температуры в охлаждаемом объекте;
.2. коэффициент рабочего времени не превышает 0,75 (при максимальной температуре воздуха 32 °С);
.3. число циклов в течение часа находится в пределах от 2 до 5;
.4. испаритель полностью покрыт инеем.
5. Регулирование режима работы
5.1. В холодильных установках в процессе работы в зависимости от схемы установки могут регулироваться:
.1. холодопроизводительность компрессоров;
.2. количество жидкого хладона, подаваемого в испарители;
.3. температура рассола;
.4. температура воздуха в охлаждаемых помещениях;
.5. температура и давление конденсации;
.6. температура паров хладона в конце сжатия;
.7. перегрев паров хладона на всасывающей стороне компрессора.
5.2. Холодопроизводительность судовых холодильных установок регулируется:
.1. изменением числа работающих компрессоров;
.2. изменением числа работающих цилиндров компрессоров с регулируемой холодопроизводительностью;
.3. изменением частоты вращения вала компрессора;
.4. изменением продолжительности работы компрессора (способом "пуск-остановка");
.5. байпасированием паров хладона из нагнетательной стороны компрессора во всасывающую;
.6. изменением объема взаимно работающих витков винтового компрессора в единицу времени;
.7. дросселированием паров хладона на всасывающей стороне компрессора при помощи автоматических регуляторов давления кипения (регулятора давления "до себя");
Для ускорения снижения тепловой нагрузки на охлаждающие устройства рекомендуется в начальный период работы использовать имеющиеся резервы холодопроизводительности.
5.3. Регулирование подачи хладагента в испарительную систему при установившемся режиме следует осуществлять только при помощи дроссельных устройств. Дроссельные устройства - терморегулирующие вентили (ТРВ), барорегулирующие вентили (БРВ) - должны регулироваться возможно реже, в основном при первичной настройке из положения "закрыто". Следует избегать перенастройки дроссельных устройств. При параллельной работе двух ТРВ на один испаритель необходимо одновременно регулировать оба ТРВ. Разрешается параллельная работа ТРВ с ручным регулирующим вентилем, если в результате недостаточной пропускной способности ТРВ невозможно снизить перегрев на всасывающей стороне испарителя до заданной величины.
При параллельной работе ТРВ с ручным регулирующим вентилем запрещается перерегулировка ТРВ. Изменение подачи жидкого хладона должно осуществляться только ручным РВ. При этом следует контролировать нагрузку на электродвигатели.
5.4. Запрещается добиваться повышения температуры в охлаждаемых объектах либо рассола в системе за счет уменьшения подачи хладона в испарители затопленного типа (кожухотрубные испарители, батареи непосредственного испарения с нижним подводом жидкого хладона), так как понижение уровня хладона приведет к нарушению возврата масла из испарителя в компрессор.
5.5. Температуру рассола следует регулировать автоматически или вручную путем:
.1. изменения холодопроизводительности установки методами, изложенными в п.5.2;
.2. смешивания отепленного рассола с холодным.
5.6. Температура воздуха в охлаждаемых помещениях регулируется:
.1. в установках с непосредственным испарением хладона путем изменения холодопроизводительности компрессора, площади поверхности охлаждающих приборов, включенных в работу, интенсивности движения воздуха;
.2. в установках с рассольной системой охлаждения путем изменения: температуры рассола, количества рассола, подаваемого в охлаждающие аппараты, площади охлаждающей поверхности батарей, включенных в работу, и интенсивности воздушного потока.