11.1 Отклонение давления конденсации от нормы
1.1. Давление конденсации выше нормального. Нагрев охлаждающей воды в конденсаторе превышает допустимый
Причина | Принимаемые меры |
Недостаточная подача охлаждающей воды на конденсатор | |
.1. из-за недостаточного открытия клапанов на водяной магистрали | Открыть клапан |
.2. засорения приемного фильтра | Очистить фильтр |
.3. неисправности насоса | Устранить неисправность |
1.2. Давление конденсации выше нормального. Все аппараты и механизмы холодильной установки исправны
Причина | Принимаемые меры |
Высокая температура охлаждающей воды | По возможности увеличить количество подаваемой воды на охлаждение конденсатора |
1.3. Давление конденсации в конденсаторе с воздушным охлаждением выше нормального. Срабатывает маноконтроллер (РД), останавливая электродвигатель компрессора
|
|
Причина | Принимаемые меры |
.1. Нет доступа воздуха к конденсатору | Улучшить поступление воздуха к конденсатору |
.2. Конденсатор установлен близко к источнику тепла | Обеспечить поступление холодного воздуха к конденсатору |
.3. Высокая температура окружающего воздуха | При температуре окружающего воздуха выше 50 °С остановить агрегат |
.4. Охлаждающая поверхность конденсатора загрязнена | Очистить конденсатор |
1.4. Давление конденсации выше нормального. Температура конца сжатия выше нормальной. Сильное колебание стрелки манометра на нагнетательной стороне компрессора
Причина | Принимаемые меры |
Наличие воздуха и неконденсирующихся газов в системе | Удалить из системы воздух и неконденсирующиеся газы |
1.5. Давление конденсации и кипения высокое. Компрессор работает на "влажном" режиме. Прикрывание ТРВ приводит к дальнейшему повышению давления конденсации
Причина | Принимаемые меры |
Переполнение системы хладоном | Излишек хладона перепустить в баллоны |
1.6. Давление конденсации выше нормального. Разность между температурой конденсации и температурой воды, выходящей из конденсатора, более 5 °С.
Причина | Принимаемые меры |
Загрязнена охлаждающая поверхность конденсатора | Очистить конденсатор |
11.2. Отклонение давления кипения от нормы
|
|
2.1. Давление кипения ниже нормального. Большой перегрев паров, всасываемых компрессором. Поверхность охлаждающих батарей непосредственного испарения покрывается инеем частично
Причина | Принимаемые меры |
Малое открытие ТРВ и БРВ | Увеличить открытие ТРВ и БРВ |
2.2. То же, что в п.2.1. При этом прекращается поступление хладона через ТРВ. После подогрева ТРВ прохождение хладона возобновляется
Причина | Принимаемые меры |
Замерзает влага в ТРВ | Сменить селикагель или цеолит в осушителе. ТРВ несколько раз подогреть. |
2.3. То же, что в п.2.1. При этом покрывается инеем входной штуцер ТРВ
Причина | Принимаемые меры |
Засорен фильтр ТРВ | Очистить фильтр. Временно работать через ручной регулирующий клапан на обводной линии ТРВ |
2.4. То же, что в п.2.1. При этом после линейного фильтра или фильтра осушителя жидкостная труба холоднее трубы до фильтра
Причина | Принимаемые меры |
Засорен линейный фильтр или фильтр-осушитель | Очистить фильтр |
2.5. То же, что в п.2.1. При этом наблюдается резкое снижение температуры после клапана на жидкостной линии
Причина | Принимаемые меры |
Засорение или неполное открытие клапана | Несколько раз полностью закрыть и открыть клапан. При повторных признаках засорения разобрать и прочистить клапан |
2.6. То же, что в п.2.1. При этом прекращается поступление хладона через ТРВ. Фильтр чист. Подогрев ТРВ и его термочувствительного патрона не приводит к восстановлению подачи хладона
Причина | Принимаемые меры |
Силовой элемент ТРВ вышел из строя | Сменить ТРВ |
2.7. То же, что в п.2.1. При этом хладон проходит через ТРВ со свистящим звуком; ТРВ и фильтры исправны
Причина | Принимаемые меры |
.1. Хладон находится в неработающем аппарате(конденсаторе, испарителе, ресивере), что приводит к недостатку хладона в работающей части системы | Принять меры по возвращению хладона в работающую часть системы |
.2. Недостаток хладона в системе | Дозарядить систему хладоном |
2.8. Давление кипения ниже нормального. Разность температур кипения и рассола более 5 °С
Причина | Принимаемые меры |
.1. Закупорка трубок испарителя со стороны рассола кристаллами льда и соли | Проверить концентрацию рассола, при необходимости довести ее до нормы |
.2. Недостаточное поступление рассола в испаритель вследствие: | |
малого открытия расспольных задвижек; | Увеличить открытие задвижек |
неисправности насоса | Осмотреть насос, устранить неисправности |
2.9. Давление кипения и конденсации ниже нормального. Увеличение открытия ТРВ приводит к незначительному повышению давления испарения. Температура в охлаждаемых помещениях повышается и снизить ее не удается
Причина | Принимаемые меры |
Затруднен проход хладона через ТРВ вследствие малого давления конденсации | Уменьшить поступление охлаждающей воды на конденсатор. Поддерживать давление конденсации не менее 0,4 МПа (4 кгс/см ), а для установок, работающих на систему кондиционирования воздуха, - не менее 0,6 МПа (6 кгс/см ) (избыточных). Временно допускается увеличение открытия ручного регулирующего клапана на обводной линии ТРВ |
|
|
2.10. Давление кипения выше нормального, запорный клапан на всасывающей стороне компрессора покрыт инеем. Покрыта инеем часть блока компрессора. Нагнетательный трубопровод холодный
Причина | Принимаемые меры |
.1. Чрезмерно открыт ТРВ или ручной регулирующий клапан | Прикрыть ТРВ или ручной регулирующий клапан |
.2. Плохой контакт термочувствительного патрона ТРВ с трубой | Зачистить место контакта трубы с термочувствительным патроном. Плотно прижать термочувствительный патрон к трубе |
.3. Выскочила игла ТРВ из седла | Заменить ТРВ |
2.11. Давление в испарителе выше нормального, мало понижается даже при полном закрытии ТРВ. Давление всасывания у компрессора значительно ниже давления кипения
Причина | Принимаемые меры |
Засорена сетка грязеуловителя (газового фильтра) перед компрессором | Снять грязеуловитель (фильтрующий элемент) и очистить сетку |
2.12. Давление в испарителе, температура рассола и воздуха в охлаждаемых помещениях ниже требуемых
Причина | Принимаемые меры |
Холодопроизводительность работающей установки больше требуемой | Уменьшить холодопроизводительность установки |
2.13. Давление в испарителе выше требуемого. Температуру рассола и температуру воздуха в охлаждаемых помещениях не удается снизить до требуемых величин
Причина | Принимаемые меры |
.1. Недостаточная холопроизводительность включенных установок | Увеличить холодопроизводительность установок |
.2. Пониженная холодопроизводительность включенных установок из-за неисправности компресора | Устранить неисправности компрессора |
2.14. Давление в испарителе выше требуемого. Температуру рассола и температуру воздуха в охлаждаемых камерах и трюмах не удается снизить, при этом трубка, соединяющая всасывающую сторону компрессора с нагнетательной, горячая
|
|
Причина | Принимаемые меры |
.1. Неисправен предохранительный клапан компрессора | Отрегулировать, заменить предохранительный клапан |
.2. Неплотное закрытие байпасного устройства, соединяющего всасывающий и нагнетательный трубопроводы | Устранить пропуски хладона через байпасное устройство |
2.15. Давление кипения хладона и температура рассола ниже требуемых. Температура охлаждаемого воздуха в охлаждаемых помещениях высокая
Причина | Принимаемые меры |
.1. Теплопередающая поверхность воздухоохладителя покрылась толстым слоем инея | Произвести оттаивание змеевиков воздухоохладителя |
.2. Теплопередающая поверхность загрязнена | Очистить теплопередающую поверхность |
2.16. Давление кипения резко понижается. Одновременно компрессор начинает работать во "влажном" режиме
Причина | Принимаемые меры |
Влага в системе, ледяные пробки в некоторых трубках распределителя хладона | Сменить силикагель или цеолит в осушителе |
11.3. Температура в грузовых помещения выше или ниже требуемой
3.1. Температура в камере выше нормальной
Причина | Принимаемые меры |
.1. Камера загружена большим количеством неохлажденных продуктов | Не допускать загрузки в камеру больших количеств неохлажденных продуктов |
.2. Открыты или плохо герметизированы двери камеры | Обеспечить плотное закрытие дверей |
.3. Не обеспечена герметизация вентиляционных каналов, шпигатов | Обеспечить герметизацию вентиляционных каналов, шпигатов |
.4. Ухудшилось качество изоляции вследствие увлажнения, усадки, старения, механических повреждений | В процессе эксплуатации не допускать повреждения либо увлажнения изоляции. Имеющиеся повреждения устранить при первой возможности |
.5. Охлаждающие приборы покрыты толстым слоем инея | Иней удалить |
.6. Неправильно отрегулирован регулятор постоянного давления, установленный на линии отсоса из камеры с плюсовой температурой | Отрегулировать регулятор постоянного давления, уменьшая давление кипения |
.7. Неисправно или неправильно отрегулировано устройство для регулирования холодопроизводительности, часть цилиндров компрессора не работает | Восстановить механизм регулирования холодопроизводительности |
3.2. Температура в камере выше нормальной. Через ТРВ хладон не проходит. Трубка после ТРВ оттаяла. ТРВ исправен.
Причина | Принимаемые меры |
.1. Масляная пробка в испарительной батарее | Продуть систему от масла |
.2. Масляная пробка после ТРВ | Продуть трубку после ТРВ. Удалить масло из ТРВ |
.3. Закрыт соленоидный запорный вентиль вследствие: | |
заедания клапана вентиля; | Перебрать соленоидный вентиль |
неправильной установки указателя термореле по температурной шкале; | Установить указатель термореле на требуемую температуру выключения |
несоответствия температурной шкалы термореле действительности | Перерегулировать термореле по контрольному термометру |
неисправности силового элемента термореле | Сменить силовой элемент термореле |
повреждения катушки соленоидного вентиля или электроцепи катушки термореле | Сменить катушку, восстановить электроцепь |
3.3. То же, что в п.3.1. Кроме того, после прогрева труб батарей горячей водой хладон начинает проходить через ТРВ
Причина | Принимаемые меры |
Масляно-ледяная пробка в испарительной системе | Отеплить камеру. Осушить систему |
3.4. Температура в камерах выше нормальной. Все ТРВ или некоторые из них работают с характерным свистящим шумом. Перегрев паров хладагента в испарителе на всасывании выше нормального даже при полностью открытых ТРВ. Батареи покрываются инеем частично. Температура конца сжатия значительно превышает нормальную. Компрессор работает частыми непродолжительными циклами при работе РД в качестве оперативного прибора. Компрессор работает длительное время без остановок при работе ТРДК в качестве оперативного прибора.
Причина | Принимаемые меры |
Недостаток хладона в системе | Добавить в систему хладон |
3.5. Температура в камере ниже нормальной
Причина | Принимаемые меры |
.1. Установка указателя термореле по температурной шкале неправильна | Установить указатель термореле на требуемую температуру |
.2. Температурная шкала термореле смещена | Перерегулировать термореле по контрольному термометру |
3.6. Температура воздуха, поступающего к воздухоохладителю, выше температуры, допускаемой для хранения груза. Воздух, поступающий в трюм, охлажден до минимально допустимой температуры
Причина | Принимаемые меры |
Количество воздуха, поступающего в трюм, недостаточно | Увеличить количество охлажденного воздуха, подаваемого в трюм; при невозможности обеспечить увеличенную подачу охлажденного воздуха осуществить реверсирование воздушного потока |
Примечание. При работе с реверсированием воздушного потока следует особое внимание уделять контролю температуры груза в районах подачи холодного воздуха. Как только груз охладится до температуры, близкой к минимально допустимой температуре хранения, необходимо осуществить реверсирование воздушного потока.
3.7. Температура воздуха, поступающего в трюм, выше допустимой
Причина | Принимаемые меры |
.1. Недостаточная производительность включенного холодильного оборудования | Увеличить холодопроизводительность работающего оборудования |
.2. Теплообменная поверхность воздухоохладителей покрыта инеем | Произвести оттаивание инея с поверхности охладителей |
.3. Изменено направление вращения крылаток вентиляторов | Проверить правильность вращения крылаток вентиляторов |
3.8. В некоторых районах трюма температура груза выше допустимой
Причина | Принимаемые меры |
.1. Неравномерное поступление воздуха в трюм | Произвести перерегулировку подачи воздуха в трюм |
.2. Изменено направление вращения крылаток вентиляторов | Проверить правильность вращения крылаток вентиляторов |
11.4. Неисправности в работе механизмов, аппаратов, приборов системы
4.1. Режим работы холодильной установки периодически нарушается. Установка работает или на "влажном" режиме или со значительным перегревом
Причина | Принимаемые меры |
.1. Парообразный хладон попадает в жидкостный трубопровод | Дозарядить систему хладоном |
.2. Вскипание хладона в жидкостном трубопроводе (перед ТРВ) вследствие значительного гидростатического давления столба жидкого хладона и недостаточного его переохлаждения в теплообменнике | Повысить давление конденсации, уменьшая поступление воды на конденсатор |
4.2. Стуки в цилиндре компрессора
Немедленная мера - прикрыть запорный клапан на всасывающей стороне компрессора. После прекращения стука открывать его медленно и осторожно.
Причина | Принимаемые меры |
.1. Чрезмерно открыт ТРВ или ручной регулирующий клапан | Прикрыть ТРВ или ручной регулирующий клапан |
.2. Плохой контакт термочувствительного патрона с трубой | Обеспечить нормальный контакт термобаллона с трубой |
.3. Выскочила игла ТРВ из седла | Заменить ТРВ |
.4. Интенсивное вскипание и выброс жидкого хладона из испарителя при быстром открывании клапана на всасывающей стороне испарителя | Не допускать быстрого открывания запорных клапанов на всасывающих патрубках испарителей |
.5. Резкое возрастание тепловой нагрузки на испарительные батареи | Увеличить холодопроизводительность установки |
.6. Образование снеговой "шубы" на испарительных батареях. | Снять "шубу" |
.7. Вскипание хладона из масла картера и выброс вспененного масла из компрессора | Остановить компрессор, выяснить и устранить причину ударов |
4.3. Металлические удары в компрессоре
Немедленная мера - остановить компрессор, выявить причину
Причина | Принимаемые меры |
.1. Изношены или повреждены рамовые или мотылевые подшипники | Заменить или отремонтировать подшипники |
.2. Повышенный износ поршневых пальцев и втулок | Заменить втулки и пальцы |
.3. Недостаточная величина линейного вредного пространства | Проверить и установить нормальное вредное пространство |
.4. Слабо обжаты болты шатуна либо они удлинились, получив остаточную деформацию | Обжать болты шатуна, проверить длину, при необходимости заменить |
.5. Недостаточно упруга или поломана буферная пружина | Заменить пружину |
.6. Обломки поврежденных клапанов попали в цилиндр | Удалить обломки, сменить клапаны |
4.4. Пониженное давление в системе смазки компрессора
Причина | Принимаемые меры |
.1. Изношены шестерни насоса | Заменить шестерни |
.2. Большой торцевой зазор между шестерней и крышкой насоса | Уменьшить торцевой зазор |
.3. Попадание хладона в масляную систему | Устранить попадание хладона в масляную систему |
.4. Засорен масляный фильтр | Очистить и промыть фильтр |
.5. Недостаточно упруга или поломана буферная пружина | Заменить пружину |
.6. Обломки поврежденных клапанов попали в цилиндр | Удалить обломки, сменить клапаны |
4.5. Быстрый унос масла из картера компрессора в систему
Причина | Принимаемые меры |
.1. Давление масла выше нормы | Уменьшить давление масла |
.2. Нарушен нормальный возврат масла в картер компрессора вследствие: | |
недостатка хладона в испарительной системе; | Увеличить подачу хладона в испарительную систему |
неисправности системы возврата масла из маслоотделителя; образования масляных пробок в змеевиках испарительных систем | Проверить систему возврата масла из маслоотделителя Продуть систему |
.3. Вскипание хладона из масла в картере компрессора вследствие: | |
резкого понижения давления всасывания; | Не допускать резкого понижения давления всасывания |
резкого перехода с нормального режима на работу на вакууме; | Избегать работы на вакууме |
неисправности системы подогрева масла перед пуском компрессора; | Восстановить систему подогрева масла |
попадания в картер компрессора жидкого хладона | Не допускать работы компрессора на "влажном" режиме |
.4. Повышенные зазоры между деталями и узлами, подлежащими смазке | Установить зазоры в соответствии с нормами |
.5. Некачественное изготовление, износ или заклинивание поршневых колец | Заменить кольца |
.6. Неправильно установлены маслосъемные кольца | Переставить маслосъемные кольца |
4.6. Компрессор останавливается на продолжительное время, включаясь при высоком давлении в испарителе. Температура в охлаждаемых помещениях становится выше допустимой
Причина | Принимаемые меры |
Большой дифференциал реле низкого давления (РНД) | Перерегулировать дифференциал РНД |
4.7. Компрессор останавливается при высоком давлении всасывания, не обеспечивая требуемых температур в охлаждаемых помещениях
Причина | Принимаемые меры |
Неправильно отрегулировано РНД | Отрегулировать РНД |
4.8. Компрессор не включается. Контакты РД замкнуты
Причина | Принимаемые меры |
.1. Обгорели контакты РД | Зачистить контакты или заменить РД |
.2. Нарушена регулировка контактной системы | Отрегулировать РД |
4.9. Компрессор не включается и не выключается при предельных заданных давлениях
Причина | Принимаемые меры |
Засорены отверстия в присоединительных штуцерах РД | Прочистить отверстия |
4.10. Следы масла в корпусе РД (прессостата или маноконтроллера)
Причина | Принимаемые меры |
Поврежден сильфон низкого или высокого давления | Сменить прибор |
Приложение VIII.1
Таблица насыщенных паров хладона-12
Температура °С | Давление абсолютное, МПа (кгс/см ) |
-30 | 0,1004 (1,024) |
-28 | 0,109 (1,115) |
-26 | 0,118 (1,21) |
-24 | 0,128 (1,31) |
-22 | 0,139 (1,42) |
-20 | 0,151 (1,54) |
-18 | 0,163 (1,66) |
-16 | 0,176 (1,79) |
-14 | 0,189 (1,93) |
-12 | 0,204 (2,08) |
-10 | 0,219 (2,23) |
-8 | 0,235 (2,4) |
-6 | 0,252 (2,57) |
-4 | 0,270 (2,75) |
-2 | 0,288 (2,94) |
0 | 0,309 (3,15) |
2 | 0,33 (3,36) |
4 | 0,351 (3,58) |
6 | 0,374 (3,81) |
8 | 0,399 (4,06) |
10 | 0,422 (4,31) |
12 | 0,449 (4,58) |
14 | 0,476 (4,86) |
16 | 0,505 (5,15) |
18 | 0,535 (5,46) |
20 | 0,567 (5,78) |
22 | 0,60 (6,11) |
24 | 0,634 (6,46) |
26 | 0,669 (6,82) |
28 | 0,705 (7,19) |
30 | 0,743 (7,58) |
32 | 0,784 (7,99) |
34 | 0,825 (8,41) |
36 | 0,868 (8,85) |
38 | 0,912 (9,3) |
40 | 0,958 (9,77) |
42 | 1,006 (10,26) |
44 | 1,056 (10,77) |
46 | 1,106 (11,28) |
48 | 1,16 (11,83) |
Приложение VIII.2
Таблица насыщенных паров хладона-22
Температура °С | Давление абсолютное, МПа (кгс/см ) |
-50 | 0,064 (0,66) |
-48 | 0,072 (0,73) |
-46 | 0,079 (0,807) |
-44 | 0,087 (0,891) |
-42 | 0,096 (0,979) |
-40 | 0,106 (1,076) |
-38 | 0,116 (1,182) |
-36 | 0,127 (1,295) |
-34 | 0,139 (1,414) |
-32 | 0,151 (1,542) |
-30 | 0,164 (1,697) |
-28 | 0,179 (1,824) |
-26 | 0,194 (1,978) |
-24 | 0,210 (2,14) |
-22 | 0,227 (2,32) |
-20 | 0,246 (2,51) |
-18 | 0,265 (2,7) |
-16 | 0,286 (2,92) |
-14 | 0,308 (3,14) |
-12 | 0,33 (3,37) |
-10 | 0,356 (3,63) |
-8 | 0,381 (3,89) |
-6 | 0,409 (4,17) |
-4 | 0,437 (4,46) |
-2 | 0,468 (4,77) |
0 | 0,50 (5,1) |
2 | 0,533 (5,44) |
4 | 0,57 (5,82) |
6 | 0,606 (6,18) |
8 | 0,644 (6,57) |
10 | 0,685 (6,99) |
12 | 0,728 (7,42) |
14 | 0,772 (7,87) |
16 | 0,818 (8,34) |
18 | 0,866 (8,83) |
20 | 0,917 (9,35) |
22 | 0,97 (9,89) |
24 | 1,025 (10,45) |
26 | 1,08 (11,03) |
28 | 1,14 (11,63) |
30 | 1,20 (12,26) |
32 | 1,267 (12,92) |
34 | 1,334 (13,6) |
36 | 1,402 (14,3) |
Приложение "А"
Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать
РД 31.21.30-97 "Правила технической эксплуатации судовых
технических средств и конструкций".
1. Правила в полном объеме должны знать:
1.1. Старшие механики.
1.2. Сотрудники Службы морского флота Министерства транспорта РФ, судовладельцев, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро и учебных заведений, связанные по долгу службы с технической эксплуатацией морских судов и СТСиК.
2. Правила частично должны знать:
2.1. Капитаны, помощники капитанов, сотрудники судовладельцев, связанные с обеспечением безопасности мореплавания:
Части I, II - полностью
Часть III - п.п.1.9.1, 1.9.2, 1.9.6, 1.9.8, 1.9.9, 1.9.11, 1.10.1-1.10.3, 1.10.6, 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2, 2.3.1, 2.3.4, 2.9.1, 3.2.1, 3.3.3, 3.4.1-3.4.3, 3.5.1-3.5.4, 3.6.1, 3.6.2, 3.7.1, 3.7.2, 3.8.2 - при наличии на судне дизельной установки.
Часть IV - п.п.1.1.4, 1.2.1, 1.2.7, 1.2.10, 1.2.14, 1.3.1, 1.4.4, 2.2.1-2.2.3, 2.2.6, 2.3.1-2.3.3, 2.7.1, 2.7.2, 2.8.1, 2.8.2, 2.8.6, 4.1.1 - при наличии на судне паротурбинной установки.
Часть V - п.п.2.1.4, 2.2.11, 2.4.5, 2.8.1, 2.8.2, 2.11.9, 3.2.6.
Часть VI - п.п 1.4, 4.2.5-4.2.9, 8.1-8.5, 11.2-11.8, 12.4, 13.2, 13.4
Часть VII - разделы 9, 19, 20, 21, 22, п.п.11.1, 11.6, 24.15, 24.16
Часть VIII - п.п.1.1, 1.2, 2.1, 6.1.
2.2. Вторые, третьи, четвертые механики:
Часть I - полностью.
Часть II - подразделы 3.3, 3.4, 3.5, 4.1, 4.2, 4.6, 4.9, раздел 5.
Части III-V - полностью (при наличии на судне соответствующих технических средств).
Часть VI - разделы 1-4, 14, 15
Части VII-VIII - полностью.
2.3. Электромеханики и электрики:
Части I и VI - полностью.
2.4. Боцманы:
Части I и II - полностью
Часть VII - разделы 7, 18-23.
2.5. Помощники механиков, мотористы, машинисты, котельные машинисты, донкерманы, матросы:
разделы и пункты Правил, касающиеся технического использования и обслуживания технических средств и конструкций в соответствии со специализацией и заведованиями. Объем конкретных знаний устанавливается капитаном по представлению старшего механика и старшего помощника соответственно.
2.6. Инженерно-технические работники предприятий и организаций, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом судовых технических средств и конструкций и материально-техническим снабжением, - в части, их касающейся.
Текст документа сверен по:
/ Министерство транспорта РФ. -
СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 1997