Контрольная работа по теме «Человек и природа»
(7 класс, общество ФГОС по Боголюбову)
Вариант.
1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью:
1) литосферы 2) ноосфера 3) биосфера 4) атмосфера
2. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку:
1) строительство новых городов 2) создание заповедников
3) строительство ГЭС 4) освоение Крайнего Севера
3. Что относится к естественному природному загрязнению:
1) сжигание топлива 2) вырубка лесов 3) извержение вулканов 4) канализационные стоки
4. В каком году был принят закон РФ «Об охране окружающей среды»:
1) 1993 год 2) 1999 год 3) 2001 год 4) 2009 год
5. Верны ли следующие суждения об экологической проблеме?
А. Экологическая проблема – это проблема отдельно взятого государства.
Б. Экологическая проблема – это глобальная проблема, её решение возможно только совместными силами всех стран мира.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
6. Наука о взаимодействии человека с природой:
1) ботаника 2) биология 3) зоология 4) экология
7. Человек, который охотится, ловит рыбу там, где запрещено.
1) браконьер 2) охотник 3) рыболов 4) крестьянин
8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?
А. Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил влияние человека на природу.
Б. Человек начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда задумываясь о последствиях своего вмешательства
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
9. Великий русский учёный, академик, основоположник многих наук о Земле:
1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский
10. Территория, на которой охраняются уникальные объекты природы:
1) национальный парк 2) заповедник 3) биосферный заповедник 4) парк культуры и отдыха
11. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) облако вулканического пепла
2) свалка промышленных отходов
3) смог в центре населённого пункта
4) упавший на землю фрагмент метеорита
5) нефтяное пятно в Средиземном море
12. Причиной возникновения глобальных проблем современности учёные считают
1)исторические традиции 2)культурное многообразие мира
3)рост масштабов хозяйственной деятельности человека 4)многовариантность общественного развития
13. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
1)ликвидация последствий стихийного бедствия 2)загрязнение реки промышленными отходами
3)высадка на пустыре деревьев и кустарников 4)запрет разведения костров в заповеднике
14. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа — это совокупность естественных условий обитания человека.
Б. Природа — это мир, созданный человеком.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
15. Глобальная экологическая проблема проявляется в
1)угрозе новой мировой войны 2)появлении новых вирусных болезней
3)распространении международного терроризма 4)истощении природных ресурсов
16. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. От решения глобальных проблем зависит существование человечества на всей планете.
Б. Одной из глобальных проблем является угроза новой мировой войны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Какое из положений относится к природе, а не к обществу?
1)центром этого понятия является человек
2)развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека законам
3)основывается на определённом способе ведения хозяйства
4)включает способы взаимодействия людей
18. Из-за утечки в моря и океаны ежегодно попадает большое количество нефти. Она разливается по поверхности воды в виде плёнки, губительной для всего живого. Какую глобальную проблему отражает этот пример?
1)демографическую 2) экологическую 3) войны и мира 4) экономическую
19. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий общество и природа. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1)в широком смысле это весь материальный мир 2)это естественные условия обитания человека
3)это окружающая человека среда 4) это совокупность всех людей
20. Найдите в приведённом ниже списке глобальные проблемы и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1)финансовый кризис 2)угроза терроризма 3)ухудшение экологии
4)перенаселение отдельных районов планеты 5) кризис власти во многих государствах мира
21. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Животные по сравнению с человеком обладают более развитой мускулатурой. (Б) Человек физически слабее, чем многие представители животного мира. (В)Можно сказать, что характеристика физического развития подходит и к понятию «человек», и к понятию «животное».
Определите, какие положения текста
1)отражают факты 2)выражают мнения
22. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад. (В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира.
Определите, какие положения текста
1)отражают факты 2)выражают мнения
23. Установите соответствие между глобальными проблемами и примерами их проявления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
A) постепенное истощение запасов нефти и металлов Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) B) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | 1) угроза мирового терроризма 2) угроза экологического кризиса 3)проблема «Север — Юг» |
Часть 2.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть,
чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.Увидеть и не испытать соблазна сорвать красивый лесной цветок могут два совершенно непохожих друг на друга человека: равнодушный к красоте, эстетически неразвитый человек и, наоборот, тонкая натура, открытая всякой красоте в природе. Первый не притронется, потому что не заметит, не оценит, второй потому что слишком заметит, слишком оценит и пощадит. Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по - своему духовному развитию находится как бы посередине между этими двумя типами людей. Этот «промежуточный» субъект уже не настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради нее самой и всех других путников. Потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли, чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы. Подлинная культура предполагает другой способ обладания красотой: она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рюкзак, в багажник, в горсть или в охапку.
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце –это и есть высшее проявление культуры человека.
Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок, укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе – залечите её. Развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.
2. Какие типы людей описываются в тексте?
3. В чём автор видит проявление подлинной культуры?
4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите примеры потребительского и культурного отношения к природе.