Этап начальной подготовки
Основной принцип работы в этих группах – универсальность подготовки учащихся. Исходя из этого, на занятиях групп начальной подготовки первого и второго годов решаются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыкам игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые).
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
4. Обучение основам техники.
5. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.
6. Выполнение нормативных требований по видам подготовки.
7. Привитие навыков к соревновательности в соответствии с правилами и стойкого интереса к занятиям спортивными играми.
8. Первичный отбор способных к занятиям спортивными играми детей.
В соответствии с этими задачами происходит распределение времени по видам подготовки. На 1 и 2 году обучения особое внимание уделяется общей и специальной физической и технической подготовке спортсмена. Во второй половине года на техническую и тактическую подготовку уделяется большее количество времени, чем на физическую.
В группах начальной подготовки количество тренировочных занятий и их продолжительность одинаковы в недельном цикле. Рекомендуется одноразовые тренировки, четыре раза в неделю, продолжительностью 2 (академических) часа[2].
возраст наполнен. в неделю в год
1 год обучения 10- 12 лет 15 человек 9 часов 416 часов
2 год обучения 11- 13 лет 15 человек 9 часов 416 часов
Основная направленность программы начальной подготовки – обучающая. Заключается она в создании предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основной показатель работы спортивных школ – выполнение в конце каждого года программных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся.
Физическая подготовка в первый год, основана на разностороннем развитии ребенка, которое в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками.
Работа, ведущаяся в данные периоды, должна иметь оздоровительную направленность, способствовать формированию осанки, совершенствованию функций анализаторов и вегетативных систем организма. Главным в выборе средств подготовки должно быть их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства нужно широко варьировать. Большое внимание следует уделять акробатическим и гимнастическим упражнения, легкой атлетике, разнообразным играм и т.п. Особое место в занятиях должны занимать упражнения с мячами. Задача их – не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности спортигровика эта способность будет приобретать все большее и большее значение.
Основной задачей технической подготовки детей является овладение основными приемами техники: перемещениями, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. Изучение их ведется на основе владения основными способами их выполнения. Это составит базу, на основе которой в дальнейшем занимающиеся смогут овладеть всем многообразием технических приемов.
В основе технической подготовки воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании друг с другом и различными способами перемещения (бег, приставные шаги, прыжки и т.д.). Эти сочетания не должны включать ни одновременно, ни последовательно большого количества приемов.
Основные задачи тактической подготовки – формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, овладение индивидуальными действиями, связанными с изученными приемами техники. Здесь необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве. Широко используют не только специальные упражнения, но и подвижные игры. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод.
Применяются различные игры со звуковой и зрительной сигнализацией, передача мяча в различных перестроениях (в кругу треугольника). Кроме того, применяют упражнения в передаче мяча, где направление движения игрока не совпадает с направлением движения мяча, а также введение в упражнения пассивного сопротивления.
Главное в тактической подготовке на начальном этапе – это усвоение индивидуальных и частично групповых действий овладение командными действиями сводятся к знакомству с расстановкой игроков на площадке. Дети выступают в игре во всех амплуа поочередно.
Также необходимо знакомить учеников с простейшими системами передвижений, изображенных на плакатах, просматривать игры старших ребят и мастеров.
Морально- волевая подготовка. К основным особенностям поведения детей этого возраста относится высокая эмоциональная возбудимость. Восприятие окружающего мира младших школьников имеет предметно-образный характер. Отсутствие устойчивого внимания и сосредоточенности требует при проведении занятий разнообразного учебного материала, частой смены заданий. При объяснении заданий полезно использовать сравнения с образами животных, птиц.
Наряду с образным объяснением необходим неоднократный показ упражнений. На детей 7-12 лет существенно влияет присутствие зрителей. Детей на тренировке приучают сначала к игровой деятельности, а затем к соревновательной. Для этого юных спортсменов необходимо специально готовить к встрече со зрителями, сначала под шум болельщиков, записанный на магнитофон.
Задача игровой подготовки на этом этапе – сопряженное воздействие на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных спортигровиков. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам.
Второй год обучения в группах начальной подготовки является логическим продолжением первого. Однако на второй год несколько увеличивается количество часов на тактическую и игровую подготовку, увеличивается количество игр.
В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. На протяжении первых двух месяцев тренер ведет наблюдение за поведением и деятельностью детей при выполнении различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих наблюдений делается предварительное заключение о соответствии учащихся основным требованиям спортивных игр. В случае явных противопоказаний родителям я тактичной форме указывается на то, что их ребенку нецелесообразно заниматься спортивными играми.