Контрольная работа.
1.Техника бега на короткие дистанции.
2. Методика обучения бега на средние и длинные дистанции.
3. Техника бега на средние и длинные дистанции.
4. Методика обучения бега на короткие дистанции.
Техника бега на короткие дистанции.
Рассматривать технику спринтерского бега целесообразно по следующим фазам.
Старт и стартовый разгон. Расстановка стартовых колодок зависит от антропометрических и скоростно-силовых показателей бегунов.
Для бегунов средней квалификации рационален обычный вариант старта (передняя колодка на расстоянии 1 —1,5 стопы от линии старта, задняя — 1,5 стопы от передней). Два других варианта — «растянутый» и «сближенный» — характерны сокращенным расстоянием между колодками (1 стопа и менее), но в одном из вариантов передняя колодка удалена от линии старта на 2—2,5 стопы, а во втором приближена на 1 — 1,5 стопы. Такой старт требует большей синхронности в работе ног (особенно первый вариант) и более быстрого приложения усилий, а следовательно, и отличной скоростно-силовой подготовки. От стартовой позиции зависят скорость выхода из колодок, длина первого шага, а также ритм всего стартового ускорения. Большее расстояние между колодками обеспечивает достижение более длинных шагов со старта и равномерный их прирост. Однако время приложения усилий на передней колодке увеличивается, а нога, стоящая сзади, почти исключается из работы. При сокращении расстояния между колодками темп и скорость бега на первых 10 м выше. При этом варианте, старта одновременная работа ног может привести к выпрыгиванию из колодок и нарушению бегового ритма - первый шаг получается длиннее второго. Исходное положение на старте характеризуется также: расстоянием между кистями рук на линии (на 10—15 см шире плеч), расстоянием между колодками по ширине (до 15—30 см), углами наклона площадок (обычно 45° на передней и 60° на задней колодке). Уменьшение этих углов соответственно до 8—16 и 30—35° и постановка пальцев стоп в 8 — 10 см перед колодкой способствует активизации мышц голеностопного сустава.
|
|
По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20—30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтеров углы между туловищем и бедром впереди стоящей ноги (55°) и сзади стоящей (89°), а также между бедром и голенью (соответственно 1000 и 1290) должны быть примерно одинаковыми. После выстрела стартера спринтер начинает бег. Общее время реакции (от выстрела до отрыва ноги от передней колодки) составляет от 0,36 до 0,50 с. Стартовое ускорение продолжается до достижения максимальной или близкой к ней (96—98%) скорости бега. Спринтеры высокого класса выходят на рубеж максимальной скорости к 45—60 м, а дети 12—13 лет — к 25—35 м, поскольку существует общая закономерность прироста скорости во времени. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55% максимума своей скорости, на 2-й - 76%, на 3-й — 91%, на. 4-й — 95%, на 5-й — 99%.
|
|
Более рациональным является такой вариант стартового разгона, при котором первые 2—4 шага выполняются с активным маховым движением ног, широким разведением бедер и мощным отталкиванием, на следующих 4—5 шагах, не снижая амплитуды движений, следует увеличивать темп за счет активного торможения маха и резкого опускания бедер с переходом в отталкивание. При этом наклон туловища сохраняется.
Бег по дистанции. Максимальная скорость бега составляет. У лучших спринтеров-мужчин около 12 м/с, а у женщин и поддерживается с колебаниями 2—4% -на участке 20—35 м (на 40—80 м дистанции). Длина шагов на дистанции составляет у мужчин 2,10—2,50, у женщин — 2—2,30 м, частота — 4,7—5,5 шаг/с (Д. Ионов, Г. Черняев). Рост скорости в спринте (выше 8 м/с) связан с повышением частоты шагов, хотя увеличение скорости, бега до 6—8 м/с идет за счет длины шагов. При увеличении скорости бега свыше 11 м/с у мужчин и 10 м/с у женщин частота шагов растет при сохранении или даже некотором сокращении длины шагов. Увеличение темпа движений при скоростях до 9 м/с происходит за счет сокращения времени опоры при увеличении времени полета, а свыше 9 м/с — за счет сокращения обеих фаз. Отличиями бега по дистанции от стартового разбега являются: относительно вертикальное положение туловища, постановка более выпрямленной ноги впереди проекции ОЦМТ, перемещение центра вращения опорной ноги в направлении от колена к пальцам стопы, большая амортизация в коленном и голеностопном суставах, более широкий размах движений голени в периоде переноса, акцент махового движения на сведении бедер до постановки (а не на вынос вперед при разведении). В целом современной технике присущи: плавность и непрерывность движений, согласованная работа рук и ног, быстрое сведение бедер, активная работа стоп при незначительных, колебаниях горизонтальной и вертикальной скорости тела в опорной фазе. С ростом квалификации бегунов уменьшается вариативность техники (до 2—3%) по ее обобщенным параметрам: частоте, длине шагов, продолжительности фаз. Однако характеристики отдельных движений индивидуально вариативны у спринтеров любой квалификации.
Финиширование. Уменьшение скорости бега на последних 20— 30 м (иногда 40 м) неизбежно для всех спринтеров. Степень падения скорости определяет квалификацию спринтера в значительно большей степени, чем способность к ее достижению.
Показателем хорошей специальной выносливости в беге на 100 м является величина потери скорости на последних 20 м по сравнению с участком от 60 до 80 м (на 0,8—1 м/с) или разница по времени пробегание этих отрезков (менее 0,2 с). Скорость бега на финише в основном лимитируется поддержанием высокой частоты шагов.
Непосредственно финиширование заключается в изменении техники на последних 1—2 шагах за счет наклона туловища с отведением рук назад либо наклона с поворотом плеч. Преждевременное финиширование искажает структуру последних шагов, что снижает скорость бега на финише.
Методика обучения бега на средние и длинные дистанции.
Задачи:
1. Дать общее представление о беге на средние и длинные дистанции.
2. Научить старту и стартовому разбегу.
3. Научить бегу по виражу (вход в вираж, бег по виражу, выход с виража).
4. Научить бегу по дистанции.
5. Научить финишированию.
6. Совершенствование бега на средние и длинные дистанции.