Методика обучения бега на средние и длинные дистанции

Контрольная работа.

1.Техника бега на короткие дистанции.

2. Методика обучения бега на средние и длинные дистанции.

3. Техника бега на средние и длинные дистанции.

4. Методика обучения бега на короткие дистанции.

 

Техника бега на короткие дистанции.

Рассматривать технику спринтерского бега целесообразно по следующим фазам.

Старт и стартовый разгон. Расстановка стартовых колодок за­висит от антропометрических и скоростно-силовых показателей бегунов.

Для бегунов средней квалификации рационален обычный вариант старта (передняя колодка на расстоянии 1 —1,5 стопы от ли­нии старта, задняя — 1,5 стопы от передней). Два других варианта — «растянутый» и «сближенный» — характерны сокращенным расстоянием между колодками (1 стопа и менее), но в одном из вариантов передняя колодка удалена от линии старта на 2—2,5 стопы, а во втором приближена на 1 — 1,5 стопы. Такой старт тре­бует большей синхронности в работе ног (особенно первый вари­ант) и более быстрого приложения усилий, а следовательно, и отличной скоростно-силовой подготовки. От стартовой позиции за­висят скорость выхода из колодок, длина первого шага, а также ритм всего стартового ускорения. Большее расстояние между ко­лодками обеспечивает достижение более длинных шагов со старта и равномерный их прирост. Однако время приложения усилий на передней колодке увеличивается, а нога, стоящая сзади, почти исключается из работы. При сокращении расстояния между колод­ками темп и скорость бега на первых 10 м выше. При этом вариан­те, старта одновременная работа ног может привести к выпрыги­ванию из колодок и нарушению бегового ритма - первый шаг получается длиннее второго. Исходное положение на старте ха­рактеризуется также: расстоянием между кистями рук на линии (на 10—15 см шире плеч), расстоянием между колодками по ши­рине (до 15—30 см), углами наклона площадок (обычно 45° на передней и 60° на задней колодке). Уменьшение этих углов соот­ветственно до 8—16 и 30—35° и постановка пальцев стоп в 8 — 10 см перед колодкой способствует активизации мышц голено­стопного сустава.

По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20—30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтеров углы между туловищем и бедром впереди стоящей ноги (55°) и сзади стоящей (89°), а также между бедром и голенью (соответственно 1000 и 1290) должны быть примерно одинаковыми. После выстрела стартера спринтер начинает бег. Общее время реакции (от выстрела до отрыва ноги от передней колодки) сос­тавляет от 0,36 до 0,50 с. Стартовое ускорение продолжается до достижения максимальной или близкой к ней (96—98%) скорости бега. Спринтеры высокого класса выходят на рубеж максималь­ной скорости к 45—60 м, а дети 12—13 лет — к 25—35 м, по­скольку существует общая закономерность прироста скорости во времени. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55% максимума своей скорости, на 2-й - 76%, на 3-й — 91%, на. 4-й — 95%, на 5-й — 99%.

Более рациональным является такой вариант стартового разго­на, при котором первые 2—4 шага выполняются с активным махо­вым движением ног, широким разведением бедер и мощным оттал­киванием, на следующих 4—5 шагах, не снижая ампли­туды движений, следует увеличивать темп за счет активного торможения маха и резкого опускания бедер с переходом в оттал­кивание. При этом наклон туловища сохраняется.

Бег по дистанции. Максимальная скорость бега составляет. У лучших спринтеров-мужчин около 12 м/с, а у женщин и поддерживается с колебаниями 2—4% -на участке 20—35 м (на 40—80 м дистанции). Длина шагов на дистанции составляет у муж­чин 2,10—2,50, у женщин — 2—2,30 м, частота — 4,7—5,5 шаг/с (Д. Ионов, Г. Черняев). Рост скорости в спринте (выше 8 м/с) связан с повышением частоты шагов, хотя увеличение скорости, бега до 6—8 м/с идет за счет длины шагов. При увеличении ско­рости бега свыше 11 м/с у мужчин и 10 м/с у женщин частота шагов растет при сохранении или даже некотором сокращении длины шагов. Увеличение темпа движений при скоростях до 9 м/с происходит за счет сокращения времени опоры при увеличении времени полета, а свыше 9 м/с — за счет сокращения обеих фаз. Отличиями бега по дистанции от стартового разбега являются: относительно вертикальное положение туловища, постановка бо­лее выпрямленной ноги впереди проекции ОЦМТ, перемещение центра вращения опорной ноги в направлении от колена к пальцам стопы, большая амортизация в коленном и голеностопном суставах, более широкий размах движений голени в периоде пере­носа, акцент махового движения на сведении бедер до постановки (а не на вынос вперед при разведении). В целом современной технике присущи: плавность и непрерывность движений, согласо­ванная работа рук и ног, быстрое сведение бедер, активная работа стоп при незначительных, колебаниях горизонтальной и вертикальной скорости тела в опорной фазе. С ростом квалифика­ции бегунов уменьшается вариативность техники (до 2—3%) по ее обобщенным параметрам: частоте, длине шагов, продолжитель­ности фаз. Однако характеристики отдельных движений индивидуально вариативны у спринтеров любой квали­фикации.

Финиширование. Уменьшение скорости бега на последних 20— 30 м (иногда 40 м) неизбежно для всех спринтеров. Степень падения скорости определяет квалификацию спринтера в значительно большей степени, чем способность к ее достижению.

Показателем хорошей специальной выносливости в беге на 100 м является величина потери скорости на последних 20 м по сравнению с участком от 60 до 80 м (на 0,8—1 м/с) или разница по времени пробегание этих отрезков (менее 0,2 с). Скорость бега на финише в основном лимитируется поддержанием высокой часто­ты шагов.

Непосредственно финиширование заключается в изменении тех­ники на последних 1—2 шагах за счет наклона туловища с отведе­нием рук назад либо наклона с поворотом плеч. Преждевремен­ное финиширование искажает структуру последних шагов, что сни­жает скорость бега на финише.

 

Методика обучения бега на средние и длинные дистанции.

Задачи:

1. Дать общее представление о беге на средние и длинные дистанции.

2. Научить старту и стартовому разбегу.

3. Научить бегу по виражу (вход в вираж, бег по виражу, выход с виража).

4. Научить бегу по дистанции.

5. Научить финишированию.

6. Совершенствование бега на средние и длинные дистанции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: