Методические рекомендации для студентов
По прохождению учебной практики: ознакомительной практики
Целью учебной практики: ознакомительной практики является знакомство студентов с организациями, в которых создается образовательно-воспитательное пространство; проба сил в педагогической и культурно-просветительской деятельности.
В результате прохождения учебной практики: ознакомительной практики у обучающихся формируется следующая компетенция:
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
В результате прохождения практики бакалавр должен
знать: базовые духовно-нравственные ценности и способы создания среды, поддерживающей эти ценности;
уметь: создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их воспитательную деятельность;
владеть: способами привлечения обучающихся к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, способами обучения самоорганизации и самоконтролю.
Содержание практики:
Знакомство с организацией[1], в которой создается образовательно-воспитательное пространство.
Изучение условий для воспитания и развития обучающихся. Наблюдение за педагогической деятельностью, которая ведется в организации.
Стажировка с выполнением должностной роли или без выполнения должностной роли[2]. Проведение дел, позволяющих привлечь обучающихся к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, обучать самоорганизации и самоконтролю.
Анализ своей педагогической деятельности или работы организации по созданию воспитательного пространства и своего участия в этой работе.
Подготовка отчета по учебной: ознакомительной практике и выступления на конференции по итогам практики.
Участие в конференции по итогам практики.
Структура практики состоит из следующих этапов:
подготовительный (предшествует изданию приказа на практику).
Руководитель практики (совместно с деканатом, с отделом организации практики студентов и трудоустройства выпускников) проводит организационное собрание, где озвучиваются цели и задачи практики, обозначаются возможные места практики.
Заключается договор с профильной организацией.
Составляется индивидуальное задание, график прохождения практики, график и задание согласовываются с профильной организацией.
Деканатом, на основании договора издается приказ о направлении студентов на практику;
организационный. Проведение организационного собрания (установочной лекции и т.п.);
учебный. На этом этапе студент прибывает в профильную организацию, проходит вводный инструктаж, выполняет программу практики согласно индивидуальному заданию. Ежедневно студент ведет дневник практики, обрабатывает и анализирует собранный фактический материал для дальнейшего написания отчета под контролем руководителя от принимающей стороны. Периодически, по мере необходимости, консультируется с руководителем практики от Университета с помощью средств связи или лично;
завершающий. Подготовка и представление результатов практики (заключается в оформлении отчета). На каждого студента оформляется характеристика руководителем практики от принимающей стороны. Все документы предоставляются на кафедру в течение двух недель после окончания практики. На этом этапе проводится защита отчета на кафедре педагогики и психологии.
Там, где сроки, ставим сроки, согласованные в начале практики! Прямо числа!
Типовой индивидуальный план прохождения учебной практики: ознакомительной практики
№ п/п | Содержание работы | Предполагаемый результат | Сроки |
1. | Знакомство с организацией, с образовательной системой, с условиями создания образовательно-воспитательной среды. | Поставлены задачи для включенного наблюдения | 2-5 дней |
2. | Наблюдение за деятельностью педагогов или иных специалистов, выполняющих педагогические функции. | Анализ деятельности в отчете | 2-7 дней |
3. | Включенность в педагогическую деятельность через выполнение должностной роли или организацию разовых занятий/событий. | Сформированность компетенций | По договоренности с организацией |
4. | Анализ образовательно-воспитательной среды организации и своего участия в ее создании. | Сформированность компетенций | 2-5 дней |
5. | Подведение итогов. Оформление отчета по практике. Подготовка к выступлению на конференции по итогам практики. | Заполнен отчет, подготовлено выступление | 5-7 дней |
Отчет по учебной практике: ознакомительной практике
Отчет по практике должен состоять из следующих разделов:
1. Описание организации и ее образовательно-воспитательной среды.
2. Условия создания образовательно-воспитательной среды, ценности, на которые ориентируются при ее создании.
3. Описание деятельности педагогов во время учебных и внеаудиторных занятий. Здесь добавляем анализ вебинаров, если не хватает информации с занятий в СПО
4. Задачи, поставленные перед студентом руководителем практики от организации (или самостоятельно определенные студентом на время практики). Ваша задача – провести воспитательное событие
5. Описание деятельностных, коммуникативных методик, методик свободного творчества, организованных студентом с малой группой обучающихся.Если КТД, то – деятельностная, если беседа, то коммуникативная
6. Решение проблемных ситуаций, возникших во время проведения занятий или организации событий. Возможно описание проблемных ситуаций, увиденных студентов с предложением модели решения ситуацию. Можете дать проблемную ситуацию, которую Вы увидели не в колледже, НО ЭТО СИТУАЦИЯ С МОЛОДЕЖЬЮ ВОЗРАСТА КОЛЛЕДЖА
7. Анализ образовательно-воспитательной среды организации и участия студента в ее создании.
Критерии оценки отчета
Структура отчета (наличие всех разделов) 0-1 балла
Содержание (основательность проработки каждого раздела) 1-7 баллов
Грамотность изложения – 0-2 балла
Максимальный балл за отчет – 10
За несвоевременную сдачу отчета снимается 3 балла.