Среди новорожденных формируется 9 групп риска по развитию патологии:
1. Повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений состояния здоровья в период социальной адаптации
2. Группа риска развития патологии ЦНС
3. Группа риска возникновения рахита, анемии, хронических расстройтв питания
4. Группа риска по врожденной наследственной патологии
5. Группа риска возникновения гнойно-септических инфекций в период новорожденности
6. Группа риска развития аллергических заболеваний
7. Группа социального риска
8. Группа риска по нарушению слуха – тугоухости
9. Риск внутриутробного инфицирования и ВИЧ-инфекции
Все дети распределяются по группам здоровья:
дети старше 1 года | дети до 1 года |
1. Абсолютно здоровые с нормальными показателями физического и НПР развития, редко болеющие (до 3-х раз в голду) | Абсолютно здоровые |
2. С факторами риска по данным биологического и социального анамнеза. Дети с функциональными отклонениями, ЧБД, но без хронических заболеваний | Относящиеся к какой либо группе риска |
3. Страдающие хроническими заболеваниями в состоянии компенсации – редкие обострения, нормальный уровень функций организма. | Больные дети |
4. С хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (редкие обострения 3-4 раза в год), частые ОРЗ -4 раз в год и чаще, ухудшение стояния различных органов и систем. | |
5. С хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, выраженными функциональными отклонениями систем, частыми обострениями. |
Первый патронаж к новорожденному м/с осуществляет с участковым врачом в первые 2 дня после выписки из род.дома. во время патронажа делается подробное заключение о состоянии здоровья малыша, о всех факторах риска, составляется подробный план профилактических мероприятий предотвращения риска развития заболеваний.
|
|
На 1 месяце жизни м/с осматривает ребенка каждую неделю. От неё требуется знание переходных состояний в периоде новорожденности, знания об основных клинических проявлениях патологии со стороны органов и систем. При посещении в срок до 3-х недельного возраста м/с должна дать рекомендации по профилактике рахита, анемии, гипотрофии, научить методике правильного прикладывания к груди и правилам ухода за новорожденным..
Далее прием в поликлинике участковым врачом 1 раз в месяц.
Состояние ребенка по истечении первого месяца жизни – критерий работы акушерско-гинекологической и терапевтической, педиатрической службы.
В последующий период м/с ежемесячно осматривает ребенка и дает советы по уходу, питанию, массажу, гимнастике на приеме в поликлинике. Медицинская сестра проводит антропометрию, подготавливает к прививкам, направляет к специалистам (хирург, окулист, лор, стоматолог, невролог, психиатр, гинеколог, ортопед и т.п.)
|
|
На 1 году жизни ребенок должен быть осмотрен в 1 месяц, до 3-х месс – неврологом и окулистом. До 1 мес должен быть проведен скрининг на ФКУ и гипотиреоз в 3 мес – ОАМ, ОАК, УЗИ ГМ и ТБС.
Медицинские осмотры проводятся также при поступлении в ДДУ, школу
Записи м/с заносит в ф112/у – история развития ребенка.
В систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка входит 4 базовых критерия:
1. Наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний с учетом клиники
2. Уровень функционального состояния систем организма
3. Степень сопротивляемости неблагоприятным факторам внешней среды
4. Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Раздел профилактической работы м/с на приеме у врача очень ответственный. В её обязанности входит 2 раздела:
1. Работа по подготовке к приему
2. Работа во время проведения профилактического приема
Подготовка к приему – это подготовка кабинета, проветривание, проверка оборудования, ростомера, весов, наличие чистых шпателей, бланков, направлений, справок и т.п.
Во время приема м/с производит антропометрию, проверяет навыки матери по уходу за ребенком, обучает родителей новым элементам массажа и гимнастики в соответствии с возрастом ребенка. Проводит беседу о правильном подборе игрушек, развитии гигиенических навыков, дает советы по прикормам, корригирующим добавкам, правильному использованию смесей, оформляет документацию на бесплатное питание, выписывает рецепты.
Эффективность профилактической работы оценивается по уровню и динамике состояния здоровья детей на участке. Каждый проф.прием заканчивается комплексной оценкой состояния здоровья ребенка и определением группы здоровья. Оценивается анамнез, развитие ребенка, физическое, НП, биологическое развитие.
Диспансеризация
Предусматривает более глубокое обследование с привлечением узких специалистов и проведением исследований. Диспансеризация включает плановое посещение кабинета здорового ребенка, где ведется основная методическая и СПР с родителями. Там сосредоточено всё необходимое оборудование и пособия по вопросам: режим по возрастам, питание – по грудному вскармливанию, физическое воспитание, воспитательные воздействия- наборы игрушек, советы по организации дня.
Для эффективного проведения контроля состояния здоровья и развития ребенка необходимы:
1. Профессиональная компетентность и квалификация м/с,
2. Правильная организация деятельности по профилактической работе
3. Унифицированное ведение историй развития ребенка ф112/у
Для реализации этих условий необходимо повышение квалификации, семинары, учебы по всем разделам работы, современная литература.
В поликлинике для работы со здоровым ребенком выделено на участке 2 дня в неделю (диспансерные дни), когда все службы ведут прием только здоровых детей. Прием ведется по графику. По нормативам на 1 ребенка – 12 минут. Прием заранее планируется, доводится до сведения матери и всю текущую работу выполняет м/с.
Планы диспансеризации составляются совместно с участковым педиатром. Используется специальный журнал диспансеризации из 12 разделов (по месяцам). В каждый заносятся сведения о детях, родившихся в соответствующий месяц и планируется диспансеризация.
м/с поликлиники, ДДУ, школы активно участвует в проведении углубленных осмотров детей, организует прием узких специалистов.
На 1 этапе дети с 3-з летнего возраста проходят диспансеризацию в кабинете доврачебного приема с заполнением карты ф 131/у. здесь в декретированные сроки перед приемом врачей дети проходят скриниг и лабораторное обследование по определенной программе:
|
|
1. Анкета (3,5,7,10,14,17 лет) для детей и родителей
2. Антропометрия с оценкой физического развития – ежегодно
3. Измерение АД с 7 лет ежегодно
4. Плантография и оценка осанки
5. Определение остроты зрения
6. Тест Малиновского – определение близорукости
7. Исследование бинокулярного зрения
8. Исследование слуха с помощью шепотной речи
9. Направление на лабораторные исследования
10. Оформление тестового контроля
На 2 этапе – осмотр участкового педиатра
3 этап – осмотр специалистов. Такой принцип организации медосмотра детей старше 3-х лет повышает роль м/с в контроле за здоровьем ребенка и рациональным использованием рабочего времени. Руководят работой кабинета доврачебного приема гл.м/с и зам.по лечебной работе.
Итог работы по Д оформляется в виде эпикриза за отчетный период
Участковая м/с помогает врачу оформить переводной эпикриз подростка во взрослую сеть. Это делается за 1-2 года до предстоящей Д подростков. м/с посещает его на дому с целью уточнения его состояния здоровья, проверки выполнения рекомендаций, диагностических исследований и лечебно-оздоровительных мероприятий по назначению врача. При необходимости м/с дает направление на лабораторные исследования и к специалистам. Эти записи оформляются в ф112/у и передаются участковому врачу для подготовки переводного эпикриза. Проводится работа с подростками – они наблюдаются в ДП до 17 лет включительно.